Владислав Кожемякин: «Рассчитываем выстроить в Воронеже систему подготовки высококачественных профессиональных футболистов»
Владислав Кожемякин в сентябре 2024 года занял должность заместителя спортивного директора по развитию молодёжного футбола в системе воронежского «Факела». В интервью клубной пресс-службе Владислав Вячеславович рассказал, почему новая работа – вызов для него, зачем для воспитанников Академии им В.Г. Проскурина организуют занятия по акробатике и другим видам спорта, а также о возможном отборе детей с шести лет.
О ПУТИ В МОЛОДЁЖНЫЙ ФУТБОЛ
– Владислав Вячеславович, расскажите о себе, как развивалась ваша карьера?
– Я профессионально занимался футболом – являюсь воспитанником академии столичного «Спартака». Учился игре с семи лет. Дорос до молодёжной команды: это был дублирующий состав красно-белых, за который я провел два сезона во Второй лиге. Затем успел поиграть несколько сезонов на уровнях ФНЛ и РПЛ за другие клубы. Но последовала череда травм – мне пришлось завершить карьеру игрока. Возник вопрос: что делать дальше?
– И как вы поступили? Как пришли к наставничеству?
– Меня пригласили в Футбольную школу молодёжи (ФШМ) в Москве. Начал работать там в качестве тренера и постепенно дорос до заместителя генерального директора по спортивной работе. Считаю, что за пять с половиной лет нам удалось выработать хорошую систему подготовки при скромных ресурсах бюджетного учреждения. После этого я испытал себя в селекционной работе в системе столичного «Локомотива», в том числе в основной команде. Но почему-то судьба меня вела именно к службе в сфере детско-юношеского футбола. В качестве инструктора-методиста, например, я трудился в РФС.
– Чем вы занимались в Российском футбольном союзе?
– Мы внедряли программы по развитию футбола в регионах России. Мне довелось побывать в разных субъектах нашей страны, ведь приходилось контролировать, как на местах интегрируют те или иные методики в тренировочный процесс. Этот опыт позволил мне через какое-то время вернуться в «Локомотив» уже на позицию руководителя отдела селекции молодёжной команды и академии. По совместительству также исполнял обязанности спортивного психолога. Опять же в столичном клубе со временем мы создали отдел по развитию футбола в регионах, и меня назначили руководителем данного отдела. Удалось также выстроить интересную концепцию работы с филиалами в разных уголках страны. Теперь же я в «Факеле», чему очень рад! Для меня это важный вызов.
– Почему? Что особенного для вас в работе в Воронеже?
– Это мой первый опыт работы в конкретном регионе – в Воронежской области: мы рассчитываем шаг за шагом выстроить здесь систему подготовки высококачественных профессиональных футболистов и воспитывать людей с высокой морально-этической нормой. Климатические условия, демографический фактор, уровень организации турниров – нужно многое учитывать. Хотя базовые принципы, конечно, схожи, и в академиях России, и даже в академиях Европы, сегодня все стремятся решить примерно одинаковые задачи. Но есть, безусловно, нюансы.
– Какие нюансы есть в нашем регионе?
– Возьмём для примера уровень футбольных турниров, которые проходят в Воронежской области, конечно, сопротивление здесь ниже, чем в столице. Из-за чего не так остро ощущается конкуренция. Впрочем, этот момент решается за счёт того, что команды Академии «Факел» им. В.Г. Проскурина играют с коллективами, которые старше их.
– Этот подход применялся и ранее, а есть ли какие-то новые?
– Планируем организовать дополнительные занятия для наших самых маленьких воспитанников: по акробатике, по борьбе и другим непрофильным видам спорта. Также в планах есть внедрение в систему подготовки наших воспитанников организованного дворового футбола, как было раньше, пару десятков лет назад. Такие тренировки будут способствовать развитию координации, ловкости, двигательных способностей и креатива. Очень важно как можно раньше в детях выработать эти качества. Они станут основой, за счёт которой будет развиваться футбольная техника. Ведь если человек изначально плохо координирован, ему будет тяжелее в дальнейшем научиться правильно обращаться с мячом.
ОБ ОМОЛОЖЕНИИ ФУТБОЛА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
– Владислав Вячеславович, за время работы какие сильные стороны Академии «Факел» вы уже отметили для себя?
– Главная ценность Академии – тренеры, которые работают здесь с энтузиазмом, которые ставят перед собой большие цели. Они хотят развиваться. Заметно, что у них горят глаза, они готовы вкладывать силы в ребят. И здесь хватает талантливых игроков разных возрастов, способных проявить себя в футболе. Есть воспитанники с ярко выраженными лидерскими качествами. И это не только парни, но и девушки – у нас уже есть две воспитанницы, которые привлекаются к играм за юношескую сборную России. С наиболее талантливыми ребятами клуб заключает соглашения. С 14 лет старательный и способный футболист может получить в «Факеле» свой первый профессиональный контракт. И мы будем стремиться к тому, чтобы готовить как можно больше ребят для основной команды.
– Многие зададутся вопросом: зачем ребятам в столь юном возрасте предоставлять профессиональные контракты?
– Это возможность показать и молодому футболисту, и его родителям, что клуб рассчитывает на своего воспитанника. Он сам должен понимать, что у него есть возможность заиграть не только в молодёжной команде, но и в главной. Не секрет, что существует практика, когда столичные академии переманивают ярких игроков из регионов. Нам же важно сохранять таланты на родной земле. Тем более, что самому игроку легче развиваться в те же 14-16 лет, если он не отрывается от семьи. Полноценное воспитание – крайне важный элемент. И его не может дать только тренер. Необходимо непосредственное участие родителей. Мы же должны создать все условия, чтобы футболист мог совершенствовать свои навыки в максимально комфортных условиях.
– Есть ощущение, что большой футбол омолаживается: всё больше парней в 16-17 лет уже начинает играть за основные команды своих клубов.
– Отлично, что клубы сегодня не боятся предоставлять возможности молодым футболистам. Важно понимать, что все развиваются по-разному: кто-то уже в 17 лет готов и физически, и ментально конкурировать с состоявшимися футболистами, кто-то же сможет прийти к этому условно в 21 год. Поэтому требуется индивидуальный план развития. Тех, кто в тренировочном процессе доказал свою состоятельность, нужно плавно подводить к большим играм. Сперва это могут быть выходы на замену. Позже – полноценные матчи.
– А если игрок не справится с ответственностью? Таких случаев немало.
– Поэтому я и акцентировал внимание на ментальной составляющей – она не менее важна, чем физическая, тактическая или техническая подготовки. В юном возрасте легко поймать «звёздную болезнь» даже от сравнительно небольшого контракта. Академии, которые заточены на высокую производительность и хотят выпустить как можно больше талантливых воспитанников, имеют в своем штате спортивных психологов и ментальных тренеров. Такие специалисты помогают прорабатывать самые сложные и чувствительные ситуации. И, конечно, требуется включение тренера и родителей. Необходимо, чтобы игрок постоянно ставил перед собой новые цели и понимал, как их ему достичь. Только так возможен качественный профессиональный рост. Человек должен понимать, что пять минут игры после выхода на замену или первый контракт – это не предел его мечтаний. Он способен добиться большего. Впрочем, есть и такие спортсмены, которые от природы так устроены, что не готовы никогда останавливаться. Они знают, чего хотят. Но им также важно помогать находить верные ориентиры.
– То есть решение всех проблем можно найти в голове?
– Было бы неверно так говорить. Если у футболиста слабое техническое оснащение, если он систематически совершает ошибки, понятно, что он будет не уверен в себе. «Пробелы» в футбольном образовании будут ему мешать. И наоборот – технически сильный игрок с каждой обводкой, с каждым голевым действием будет чувствовать себя всё сильнее. Так что, как я и говорил, все четыре части подготовки важны: психологическая, физическая, тактическая и техническая. Но если всё же акцентировать внимание на ментальной составляющей, то сейчас мы проводим различные семинары по психологической подготовке с участием квалифицированных специалистов.
– Эти семинары ориентированы на тренеров и игроков?
– В первую очередь – да. Но уже в этом декабре состоится ряд встреч с родителями наших воспитанников, на которых мы обсудим и этот аспект. Родители значительно влияют на психологическое состояние юных футболистов. Важно, чтобы мамы и папы понимали, как выстраивать общение с ребёнком-спортсменом.
О СИСТЕМНОСТИ ПОДХОДОВ
– Недавно прошли тесты для измерения скоростно-силовых качеств наших воспитанников по современным стандартам – это тоже системная история?
– Безусловно! Лазерные датчики фиксируют момент старта спортсмена при спринте и его скорость на различных отрезках: 5, 15 и 30 метров. Нас интересовала скорость реакции, а также скорость стартовая и дистанционная. Кроме того, производился прыжок в высоту для оценки скоростно-силовой составляющей по различным параметрам: от непосредственно высоты прыжка до времени зависания в воздухе. Нам важно, конечно же, отслеживать динамику: сегодня спортсмен может показать не лучший результат, но, возможно, через год он значительно прибавит во всех аспектах. Или же наоборот – сбавит. Тренер должен понимать особенности развития своих подопечных.
– Как часто будут проходить такие тесты?
– Планируем производить измерения раз в каждые полгода. Данные позволят смотреть, как изменился за это время тот или иной игрок. За шесть месяцев спортсмен может сделать просто колоссальный скачок в развитии. Тренер должен понимать, над чем нужно работать, чтобы работоспособность воспитанника росла. Опять же сейчас мы сможем сравнивать показатели воронежских ребят с показателями футболистов сборной России того же возраста. Мы сможем следить за прогрессом или же регрессом юных игроков «Факела» – тренеры по этим данным будут делать соответствующие выводы, применять новые методики.
– Взрослый подход…
– А иначе нельзя. Мы должны провести большую работу. Условно – нам нужно добиться, чтобы наши футболисты могли питаться правильно. Как это сделать? Только через беседы с родителями, через лекции для них. Значит, будем рассказывать, какие продукты нужно выбирать спортсмену для здорового питания, как правильно настроить их сочетание. Возможно, пригласим для большей убедительности нутрициолога.
– Но самым юным воспитанникам, нашим малышам, донести те же идеи о правильном питании будет крайне сложно. Здесь нужен другой подход?
– Не забывайте, что часть работы будет идти через родителей. Малыши больше подвержены влиянию мам и пап, поэтому через них и будут доноситься наши идеи. Что же касается именно тренировочного процесса – то тут нужен игровой подход. В первую очередь необходимо создать положительный эмоциональный фон, чтобы дети получали удовольствие от занятий, чтобы любили футбол. Здесь уже велика роль тренера, он должен найти соответствующие подходы, задать нужный импульс. Даже на примере мультфильмов до маленьких ребят можно донести, например, важность работы в команде.
– Сейчас в Академию могут попасть дети от девяти лет, есть ли намерение снизить эту планку?
– Однозначно. Практика показывает, что ребята с шести лет могут осознанно заниматься футболом. Это мировой опыт. Например, в Европе воспитанники до 11 лет занимаются в филиалах неподалеку от своего дома. Только по достижении 11-ти они при удачном стечении обстоятельств могут перебраться в центральное отделение академии. Но важно учитывать, что тренеры всей системы преподают основы данного вида спорта по одинаковой методологии, с равнозначными стандартами. Надеюсь, что в уже в 2025 году мы сможем принимать ребят ещё более юного возраста.
– Хотели бы использовать европейский опыт?
– Было бы замечательно иметь филиалы Академии по всему Воронежу. Районы в городе расположены далеко друг от друга. Не каждый родитель может постоянно помогать своему ребенку добираться. В принципе работу тренера с ребятами шести-девяти лет возможно было бы организовать по местам, в тех же филиалах. Юные игроки также могли бы заниматься сразу же после школьных уроков, добирались бы самостоятельно. В таких условиях было бы проще достичь должного развития. Допустим, между филиалами можно было бы устраивать турниры, тогда в конкурентной борьбе можно было бы сверять, кто и как выступил. За счёт конкуренции рос бы общий уровень команд.
– То есть вы хотели бы видеть филиалы в каждом районе Воронежа?
– Не только. В области много талантливых ребят. Им тоже нужен свой шанс. Мы не должны терять потенциальных футболистов из-за того, что во время их детства не было условий для подобных тренировок.
– В следующем году вы планируете и открытие интерната для Академии?
– Да. Ребёнок с родителями в большинстве случаев не может тратить на дорогу по три-четыре часа. Для этого и нужен интернат, чтобы уровень команды повышался во время целостных тренировок. С появлением интерната мы сможем повысить уровень конкуренции, чтобы до основной команды дорастали талантливые и крепкие во всех отношениях игроки.
– Есть тренеры, которые используют метод, согласно которому в приоритете лишь итоговый счёт, положительный результат. Как в Академии обстоят с этим дела?
– Результат необходим самим футболистам с ментальной точки зрения, чтобы формировать в себе дух победителя. Если спортсмен правильно и гармонично развивается и готов к вызову, то и результат в итоге к нему придёт. Мы не должны форсировать подготовку футболистов ради результата в том или ином турнире – это приведёт только к ущербу в развитии игрока. Наши воспитанники должны полностью реализовывать свой потенциал, но при этом важность формирования ментальных качеств у футболистов качеств нельзя недооценивать.