
Руководство клубной Академии – о главных успехах и долгосрочных перспективах. Программное интервью Владислава Кожемякина и Вадима Эктова в день рождения Академии «Факел» имени В.Г. Проскурина.
10 августа исполнилось пять лет со дня зачисления первой группы игроков в клубную Академию. Это стало поводом поговорить с её руководством – заместителем спортивного директора по развитию молодёжного футбола Владиславом Кожемякиным и главным тренером Академии Вадимом Эктовым.

Вадим Эктов: «Мы быстро развиваемся»
– Вадим Анатольевич, давайте вспомним, как всё начиналось. Зафиксируем для потомков, так сказать.
– Со мной связался руководитель Программы молодёжного футбола Центра подготовки юных футболистов Максим Зуев. Генеральный директор поставил перед ним задачу собрать тренеров, которые могут стать наставниками детей в Академии. Впервые в истории у «Факела» должна была появиться своя клубная Академия.
– Давайте напомним о том, как клуб работал с детьми до этого.
– Заключался договор со СШОР «Факел», это позволяло клубу получать лицензию, чтобы играть в ФНЛ. Клуб отправлял детей только на те соревнования, которые являлись обязательными. Подготовкой юных футболистов профессиональный клуб, по сути, не занимался.
– Наверняка многие так живут до сих пор.
– Да, клубы ФНЛ и второй лиги нередко заключают договоры с местными школами и не могут себе позволить создание собственной Академии. Это действительно серьёзные вложения. Я это понимал ещё тогда, в 2020 году, когда Зуев пригласил меня на отбор тренеров в Академию.
– То есть вы проходили отбор наравне со всеми?
– Разумеется. Если не ошибаюсь, рассматривались тренеры, обладавшие категорией C-РФС – не ниже уровнем. Мы проходили собеседование, писали конспекты тренировок, выполняли другие задания.

– Почему лично вас заинтересовал этот проект?
– Меня всегда интересовал профессиональный подход к футболу. В бюджетной или частной школе качество подготовки зависит от того, насколько мотивирован конкретный тренер – есть ли у него стремление выкладываться в работе с детьми или нет. А ведь нюансов масса. Как наставник готовится к тренировке, как он её ведет, как он воспринимает увиденное в исполнении детей, как он корректирует своё поведение на основании этого. А ещё игры – как тренер к ним готовится, как ими управляет, как анализирует полученную на матче информацию. Кто сможет контролировать, качественно ли тренер делает свою работу? В профессиональной Академии перед тренером поставят высокие задачи, планка поднимается на совсем иной уровень. Есть главный тренер Академии, есть методист, есть руководитель молодёжного направления – вы как молодой специалист развиваетесь под их контролем. Есть методическое обеспечение, есть постоянное общение, лекции, мастер-классы, различные форумы. Словом, есть среда, которая позволяет вам расти.
– А ещё условия для работы.
– Да – отличные поля, медицинское сопровождение, понимание того, что родители детей не платят ни копейки. Всё это очень важно. Я верил в то, что всё будет построено именно так. И бренд повлиял, конечно. В Воронеже во все времена умели подготовить качественного футболиста.
– Тем не менее, в воронежском футболе некоторые встретили появление Академии достаточно настороженно.
– Да, это было. Сейчас уже получше. А тогда специалисты из различных школ концентрировались на том, что их дети могут уйти в нашу Академию. И был страх, конечно. Мол, как же так, у меня заберут лучших? Но если ребёнок окажется в более хороших условиях для развития – почему его нужно отговаривать? Нужно думать в первую очередь об этом. Да, ушёл талантливый парень – есть остальные, развивай их! Бывает, что ребята попадают на отбор в Академию, но не проходят его, не соответствуют требованиям. Они возвращаются работать в свою школу с двойной мотивацией, а через год приходят к нам на отбор ещё раз и успешно его проходят!
– Некоторые из тренеров, приходя в Академию в самом начале её работы, приводили с собой свои команды из школ, в которых они ранее работали.
– Да, и все игроки проходили отбор на одинаковых условиях. Не было оглядки на то, кто и с кем раньше работал.
– Такое соблюдение принципов – это очень круто.
– Так, собственно, это главный принцип работы Академии. Перед этими правилами все равны. Я переходил в «Факел» из бюджетной спортшколы, и родители детей, с которыми я работал говорили в один голос: «Мы пойдём на отбор». Именно такая формулировка, а не «возьмите нас». Я сам прошёл отбор, и дети тоже его проходили на равных условиях.

– В чём вы изначально видели миссию Академии?
– Отвечу просто и понятно: выстроить правильную систему подготовки футболиста. Этого многим в стране не хватает. Поясню: многие готовят команды, а не конкретных игроков. Идёт нарушение определённых циклов. На этапе, когда надо в первую очередь ставить технику, появляется цель выиграть тот или иной турнир любой ценой. В стартовый состав ставят детей, которые физически развились чуть быстрее. И их заставляют играть проще ради сиюминутного результата. А значит, упрощают их сознание. Ограничивают мышление и, соответственно, развитие детей.
– Давайте чётко объясним принцип: мы хотим побеждать, но не ценой неправильной подготовки юных игроков к профессиональному футболу, верно?
– Именно так. Желание побеждать у любого спортсмена должно зашкаливать всегда, но прийти к достижению результата можно различными путями. Если у меня слабое техническое оснащение, я смогу выиграть детский турнир? Да, но, если я не разовьюсь в этом компоненте, я не заиграю на высоком уровне. Можно иметь атлетичное тело, хорошее игровое мышление, но, если технически ты не подготовлен, будущего в футболе у тебя нет. Поэтому главное – чтобы мы видели в игре ребят то, что мы с ними отрабатывали и развивали. Если это принесло нам победу – супер! Если мы действовали абсолютно правильно, но проиграли из-за того, что соперник использовал антропометрические данные своих футболистов – мы не должны ругать наших детей.
– У нашего воспитанника в важной игре ЮФЛ Центр есть право отдать рискованную передачу между линиями? Может случиться «обрез», и вся команда побежит назад 40 метров.
– Тут самое важное – то, что игрок увидел обостряющий ход, попытался вскрыть оборону соперника. Бывает, что соперник прочитает, бывает, что сам не исполнишь… Но кричать ребёнку, чтобы отдал ближнему или выбил вперёд – это путь в никуда. Позволю себе такой образ: в общеобразовательной школе можно ставить задачу усвоить знания и получить за контрольную работу «пятёрку». Но ведь «пятёрку» можно получить, списав у соседа, правда? «Пятёрка» без усвоения знаний нам точно не нужна.
– Что стало для вас пусть не вехами, но отметками, по которым можно констатировать, что Академия развивается?
– Вырос уровень соревнований, в которых мы участвуем, при этом мы на этих турнирах доказываем свою конкурентоспособность. Перед тем, как наши воспитанники дебютировали в ЮФЛ Центр, было определённое волнение. В итоге бронзовые медали в первом сезоне, серебряные во втором. И эти ребята стали не просто стучаться в двери молодёжки – они туда ворвались. Некоторые из парней сейчас на лидирующих ролях в «Факеле-М». Вызовы наших воспитанников и воспитанниц в сборные России – тоже показатель. А молодёжка, которая почти полностью состоит из наших воспитанников, конкурентоспособна на фоне выпускников топ-академий страны в МФЛ. Мы очень быстро развиваемся.
– Как сделать так, чтобы команды Академии в почти полном составе заходили в «молодёжку» после выпуска?
– Такого почти не бывает. Можно ли сделать так, чтобы 50% выпускников попадали в молодёжную команду? Да. При соблюдении двух условий. Во-первых, ещё более качественный отбор в Академию, то есть усовершенствование селекции. Во-вторых, улучшение работы по противодействию внешним, так сказать, угрозам. Факторов, которые могут сбить парня или девчонку с пути, масса. Это и предложения других клубов, и какие-то подростковые увлечённости, и требование родителей сосредоточиться на учёбе, и много чего ещё. Может ли, условно, папа молодого парня сказать ему, что надо бросать футбол и принимать по наследству маленький семейный бизнес? Да, такое бывает. Поэтому довести парня от зачисления в Академию до молодёжки – огромный труд, поверьте. Но я, как и все, жду попадания нашего воспитанника в первую команду. И верю в то, что мы можем работать ещё более эффективно и увеличивать количество наших воспитанников в молодёжке, и готовить ребят из Академии в первую команду. Зачисляя игрока в Академию, мы должны хорошо представлять себе, каким он будет через пять лет. То есть нужно ещё лучше и отбирать игроков, и готовить, если коротко.
– Ваша мечта?
– Для начала назову цель – наши воспитанники в первой команде. Да, пока мы в селекционном плане ограничены собственным регионом – к нам не едут со всей страны, как в условные «Краснодар», «Чертаново», «Локомотив». Но думаю, что даже в этих условиях можно подготовить качественного футболиста. Так что верю, что будет наш воспитанник в первой команде. Затем, надеюсь, появится наш воспитанник в сборной России. А мечта – футболист Академии в европейском большом клубе. Верю, что это возможно.

Владислав Кожемякин: «Футбольный потенциал региона далеко не исчерпан»
– Владислав Вячеславович, насколько то, что вы ранее знали об Академии «Факела», совпало с тем, что вы увидели, когда приехали работать в Воронеж?
– Увиденное соответствовало ожиданиям. Я ведь работал в «Локомотиве» ранее, у академии столичного клуба был договор с «Факелом», и я понимал, как развивается молодёжный футбол в Воронеже. Я знал, что это область, которая богата на талантливых ребят. А благодаря работе в РФС понимал, с какими проблемами в целом сталкиваются в регионах. Так что мы быстро наметили план работы, движемся вперёд в хорошем темпе. Считаю, что качество тренировочного процесса растёт. Мы оцениваем интенсивность тренировок, грамотное методическое составление и проведение тренировочных занятий, планирование микроциклов, управление игрой на турнирах, коммуникацию с родителями детей и другие аспекты. Прогресс наших специалистов очевиден. Постепенно формируются отдельные департаменты. Департамент по работе с вратарями уже практически сформирован, проводятся регулярные собрания, в которых участвует тренер вратарей главной команды Александр Чихрадзе, а также специалисты по работе с голкиперами из молодежной команды и Академии. У нас у всех должно быть общее видение работы и грамотная вертикаль подготовки ближайшего резерва, поэтому идёт постоянная коммуникация между специалистами.
– Как идёт реализация тех проектов, которые вы начали реализовывать в Академии?
– Доволен тем, как идёт образовательная программа – мы проводим мастер-классы, лекции приглашённых специалистов, анализируем тренировочный процесс, общаемся с тренерскими штабами молодёжки и первой команды, видим, какие дискуссии это вызывает, наши специалисты очень живо обсуждают полученную информацию. Понимаю, что большая часть этой работы остаётся за кадром, но это действительно сказывается на развитии тренеров – а значит, и на развитии детей.
Очень хороший отклик получили проведённые нами лекции для родителей. Сформировалась культура поддержки команд в тех возрастных группах, где раньше её не было. Лекции по нутрициологии, психологии – всё это идёт в копилку. Важно и то, что мы стали регулярно проводить тестирование, которое позволяет объективно оценить динамику прогресса наших воспитанников с точки зрения скоростно-силовых качеств и общего физического развития. Отдельно скажу, что мы скорректировали время проведения отборов – очередной из них стартует в сентябре. И, думаю, желающих попробовать свои силы будет больше, что положительно скажется на селекции.
Мы создали селекционный отдел – первое, наверное, в истории региона подобное подразделение, работающее целенаправленно по детско-юношескому футболу. Его сотрудники уже пригласили в Академию немало перспективных ребят.

– Довольны ли тем, как идёт работа с командой «Факел-2», выступающей в СФФ «Центр»?
– На данный момент этот проект находится в стадии формирования и адаптации. Высокого спортивного результата с точки зрения места в таблице по объективным причинам пока добиться непросто. Взрослые мужики, многие из которых прошли через ФНЛ и вторую лигу, зачастую сминают наших ребят 2007-2008 годов рождения. Но данное соревнование позволяет нашим ребятам набрать необходимый опыт и закалить характер. Со временем уровень выпускаемых нами футболистов будет расти, и скоро, надеюсь, у нас будут две примерно равные команды. Одна будет играть в МФЛ, вторая – в СФФ «Центр», но заочно ребята будут конкурировать друг с другом. Я не раз ездил на стажировки в Италию, и видел очень интересный подход. Около 36-40 молодых парней работали на двух соседних полях под руководством двух разных тренеров. Расслабился один из них – отправился работать в группу, которая номинально ниже по статусу. И наоборот – если кто-то выделяется в более слабой команде, он поднимается наверх. В футболе всё давно придумано – чем выше конкуренция, тем выше самоотдача.
– Ваши цели?
– Сформировать пул наших региональных партнёров – вы видите, что мы активно подписываем договоры о сотрудничестве со школами из нашей области, а также из соседних регионов. Мы будем позитивно влиять на качество подготовки этих школ, делясь методиками, а сами получим возможность приглашать в нашу Академию перспективных ребят из этих учреждений. К концу августа мы планируем подписать соглашения с 10-15 школами, и в сентябре начнём активную образовательную работу с их специалистами. Ну и с нетерпением ждём появления интерната – это сильно скажется на качестве подготовки ребят из районов области. А ещё в долгосрочной перспективе хотелось бы открывать филиалы Академии начальной подготовки в районах города и области. Уверен, что потенциал региона далеко не исчерпан. Так что самые эффективные проекты и главные успехи точно впереди.
