Ассистент главного тренера «Факела» в интервью клубной пресс-службе рассказал об адаптации к новой роли в нашей команде и поделился ожиданиями от весенней части сезона.
– Михаил Олегович, ещё год назад вы были на зимних сборах с «Факелом» в качестве игрока, а теперь роль поменялась, причём значительно. Могли ли вы предположить прошлой зимой, что следующие сборы с нашей командой уже будете проводить в качестве тренера?
– Честно говоря, даже не предполагал, что на следующих сборах буду работать уже в качестве тренера. Перед нами тогда стояла задача – сохранить прописку в Российской Премьер-Лиге. Так что все мысли были только о том, как помочь команде решить поставленную задачу. А так, я, конечно же, согласен с тем, что моя футбольная жизнь поменялась. Игрок и тренер – это абсолютно разные профессии. Сейчас я смотрю на футбол совершенно с другой стороны.
– Насколько важно, что тренерскую карьеру вы начали именно в «Факеле»?
– Безусловно, для меня это очень важно. В клубе я c 2019 года, Воронеж стал для меня родным. Мы с командой прошли долгий и непростой путь: от неудовлетворительных результатов в ФНЛ до выхода в РПЛ. Вся область ждала этого события 21 год. Поэтому я очень благодарен руководству клуба за то, что предоставили мне возможность войти в тренерский штаб.
– Как вы вообще пришли к тому, чтобы стать тренером? Долго об этом думали?
– Каждый профессиональный футболист задумывается о том, что он будет делать после завершения карьеры. Если честно, ещё играя в «Амкаре», я конспектировал тренировки за Миодрагом Божовичем и Станиславом Саламовичем Черчесовым, в «Кубани» - за Евгением Игоревичем Калешиным, в «Факеле» - за Олегом Петровичем Василенко, пока он работал с нами. Так что библиотеку собрал приличную.
– А не было желания после завершения карьеры игрока немного отдохнуть от футбола?
– Нет, об этом не думал. Но были люди, которые говорили, что будет сложно, поскольку, по их мнению, нужно сначала поработать с детьми. Кто-то видел в этом проблему, но для меня это был новый вызов и шанс, который предоставляется не каждому. Поэтому рад, что так всё сложилось.
– С большинством ребят из нашей команды вы вместе играли. Когда стали тренером, коммуникация с футболистами наверняка сильно поменялась?
– Конечно же, коммуникация поменялась. Они ко мне обращаются по имени-отчеству. Я, естественно, тоже меняюсь по отношению к ним. Это нормальный процесс.
– Есть мнение, что тренеру нужно «убить» в себе игрока. Вы тоже так считаете? Если – да, как у вас обстоят дела с этим?
– На самом деле сейчас я достаточно серьёзно задействован в тренировочном процессе – играю, например, в двусторонках, а также принимаю участие в других упражнениях. Так что пока я точно не убил в себе футболиста и думаю, что это будет очень сложно сделать, потому что я всю свою жизнь был им.
– Долго вообще пришлось привыкать к новой роли? Или адаптировались быстро?
– Когда ты – футболист, то тебе может казаться, что тренировать проще простого. Взял свисток, секундомер, фишки поставили – и начали работать. На самом деле это совсем не так. Первое время мне было очень непросто, но я старался максимально быстро втянуться в новую для себя работу, а не искать отговорки. Также хочу поблагодарить ребят из нашей команды, которые тоже оказали поддержку в самом начале моего тренерского пути, поэтому адаптация прошла достаточно быстро.
– Сейчас эмоции, которые получаете от матчей, такие же сильные, как и тогда, когда вы играли?
– Играя в футбол, испытываешь адреналин, драйв, поскольку ты помогаешь команде своими действиями непосредственно на поле. Сейчас, с бровки, у меня есть возможность только подсказывать, поэтому это хоть и другие эмоции, но нервов в итоге тратишь много.
– Давайте теперь поговорим об обязанностях в тренерском штабе. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, как строится ваша работа?
– Понятно, что пока у меня нет специальности, узкого профиля. Так как я только недавно закончил карьеру игрока, пока стараюсь быть неким проводником между командой и наставниками. В тренерском штабе участвую во всех собраниях и обсуждениях. Выполняю поставленные главным и старшим тренерами задачи. Например, Сергей Абуезидович просит меня работать с обороной и где-то что-то подсказывать ребятам, поскольку всю карьеру я выступал на позиции защитника и обладаю достаточно большим опытом. Следовательно, на тренировках моё внимание в большей степени сосредоточено на игроках обороны. Также перед матчами вместе со старшим тренером команды мы проводим аналитику стандартных положений соперников.
– Какие вы перед собой ставите задачи в роли тренера?
– Я пока не заглядываю так далеко. Всё идёт своим чередом. Сейчас моя главная задача – помочь тренерскому штабу и команде хорошо провести весеннюю часть чемпионата. Также сейчас я обучаюсь на тренерскую лицензию «B» в Академии РФС. А ещё летом мне предстоит защита диплома, я получаю второе высшее образование в Воронежской государственной академии спорта. И, разумеется, работая в штабе у Сергея Абуезидовича Ташуева, я стараюсь перенимать от него огромнейший тренерский опыт, которым он делится с нами каждый день.
– Поделитесь, пожалуйста, ожиданиями от весенней части чемпионата.
– Весной никому не бывает легко. Сейчас многие команды качественно усиливаются, чтобы решать поставленные перед ними задачи. Поэтому вся борьба впереди! Будет непросто, но интересно!
– И напоследок, что бы вы хотели пожелать нашим болельщикам?
– Что я могу пожелать лучшим болельщикам? Я просто хочу их поблагодарить за поддержку и за то, что они всегда рядом с нами. Они - наш 12-й игрок! Даже на выездах, благодаря их поддержке, мы чувствуем себя как дома. Мы очень соскучились и с нетерпением ждём встречи с ними в весенней части чемпионата!