Главный тренер «Факела» – о тактических нюансах, тренировочном процессе и построении коллектива, в котором важен каждый.
«Я хорошо знаю возможности футболистов»
– Как состоялось утверждение вас в должности главного тренера?
– Перед установкой на матч с «Сочи» к команде пришёл генеральный директор клуба Роман Гурамович Асхабадзе и объявил об этом решении. Для меня это стало неожиданностью. Я даже не мог предположить, что это произойдёт.
– Ваша реакция?
– Я приложил максимальные усилия, чтобы не выдать своих эмоций. Первое, что ощутил – ликование и гордость. Я ведь раньше не работал в должности главного тренера в клубе Премьер-лиги. Но это продлилось от силы несколько секунд. Я тут же собрался и подумал о том, какая это ответственность. Меня выбрали. Мне оказали доверие, теперь я должен его оправдать. Мне нужно доказывать свою состоятельность, это надо делать каждый день. И уже через несколько секунд я думал только о футболе, об установке. О нюансах, которые я должен был донести до футболистов. И это надо было сделать так, чтобы всё это было услышано и выполнено на поле.
– Как отреагировала команда?
– Могу рассказать, потому что я сам был футболистом и хорошо понимаю ребят. Когда ты думаешь, что этого тренера может не быть в команде уже сегодня после игры – это одно. Когда при всех объявляют, что с данным специалистом коллектив идёт вперёд – совсем иное дело. Любой футболист хочет стабильности, хочет знать, что будет дальше. Я думаю, что то объявление перед матчем успокоило ребят. Дало уверенность в завтрашнем дне. Раньше мне приходилось говорить футболистам: «Ребята, не думайте о том, как долго я буду работать с вами. Абстрагируйтесь от этой ситуации, думайте только о конкретной игре». Они читали прессу, видели комментарии в соцсетях, волновались – со стороны, может, этого не было видно, но я знаю, что это было так. А теперь руководством мне выдан определённый кредит доверия. И футболисты могут работать спокойнее. С кем-то из них я отработал уже год, с кем-то и вовсе два. Команда знает мои требования, а я хорошо знаю возможности парней.
«Тренер должен развивать потенциал игроков»
– Насколько важно, чтобы стиль игры нравился болельщикам?
– Безусловно, это важно! Считаю, мы многим обязаны нашим болельщикам. У нас колоссальная поддержка, все только об этом и говорят. Полный стадион независимо от того, кто наш соперник! Хочется, чтобы люди шли домой счастливыми, обсуждая нашу игру. Кто-то идёт посмотреть на наших соперников? Ничего страшного! Надо отыграть так, чтобы человек покинул стадион, чувствуя симпатию и уважение к «Факелу». Нынешний этап в развитии клуба преумножит армию наших болельщиков.
– Раньше команда играла по схеме 3-5-2 с видимым разделением ролей в центре поля. Номинальный опорный хавбек, центральный полузащитник, которого можно назвать «восьмым номером» и Роман Акбашев – «десятка». В последних двух играх чемпионата в стартовом составе выходили два «чистых» опорных полузащитника и Олег Дмитриев в роли «восьмёрки». Как это влияет на структуру игры?
– Здесь всё глубже. Привязываться к схеме точно не стоит – весь вопрос в функциях, которые выполняют игроки. Каждый футболист получает конкретное задание на игру.
– Так ведь каждый игрок получает то задание, которое способен выполнить. Вы же не будете ожидать, что Ираклий Квеквескири сыграет как заправская «десятка».
– У Ираклия есть много качеств, о которых он раньше сам не подозревал. А мы, тренеры, видим футболистов каждый день и убеждены, что их потенциал ещё не раскрыт в полной мере. Мы вообще не удивились шикарному голу Ираклия в ворота «Локомотива». Он и вразрез умеет отдать, и пробить со средней или дальней дистанции. Этот игрок ещё не раз нас всех порадует. А самое важное в нашей ситуации – дух. Нам нужна агрессия как в атаке, так и в обороне. Мы не сомневались, что Ираклий после отбора будет бежать вперёд, а не ждать, что в нападении что-то завяжется само собой. Когда у человека есть страсть, он не боится пойти в дриблинг, взять игру на себя. Вы знали, что Ираклий выступал даже на позиции центрального защитника, имея не самые внушительные антропометрические данные? Если ты не боишься на поле – ты можешь очень, очень многое. И компенсируешь за счёт духа и самоотдачи большинство недостатков. Я думаю, если искусственно сдерживать футболиста в чём-то, ты можешь ограничить его потенциал. А тренер – это менеджер, который развивает игроков. Они – один из главных ресурсов клуба.
– То есть вы не будете всё кардинально перестраивать и «парковать автобус» у наших ворот?
– Ни в коем случае! Важные нюансы могут меняться, но суть остаётся прежней. Нет такого, что я говорю: «У нас теперь не может быть десятого номера». Тем более, тот же Рома Акбашев может успешно исполнить функции и «восьмёрки». Мой главный посыл – все должны работать как на оборону, так и на атаку. Надо приносить себя в жертву ради общего дела, ради команды. И Акбашев, если мы говорим о персоналиях, ещё сыграет важную роль. Просто теперь его функции будут дополнены, оборонительных обязанностей будет немного больше.
– Как раз хотел поговорить с вами о персоналиях, о футболистах, которые в прошлом году были на лидирующих ролях, а теперь получают меньше игрового времени.
– Главное – принцип, а не персоналии. У нас любой футболист может выйти в стартовом составе. Игрок может нормально отработать тренировочный цикл, но у его конкурента окажется чуть выше физическая или психологическая готовность. И, соответственно, он способен принести хоть немного, но больше пользы команде. Кроме того, замены бывают плановыми – ты знаешь сильные стороны футболиста и приберегаешь его на последние полчаса игры, например. А вообще клуб верит в каждого, иначе того или иного игрока просто бы не было в «Факеле». Я всё-таки скажу о персоналиях, раз уж так пошёл разговор. Я верю в Аслана Дашаева, в Руслана Магаля, во Влада Мастерного, в Рому Акбашева. Я во всех футболистов верю, возможно, больше, чем они в себя. Но на поле выходят 11 человек. Сегодня это можешь быть ты, а завтра – твой конкурент. И каждый может принести пользу команде.
– Можно ли сказать, что «Факел» стал обороняться чуть дальше от собственных ворот?
– Мы хотим больше работать в среднем блоке. Никто не собирается прижиматься к собственным воротам. Вообще у работы в низком блоке есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, сохранять высочайшую концентрацию, подолгу обороняясь у своих ворот, тяжело. С другой, сопернику тоже непросто – у его защитников за спиной много пространства, и любая ошибка может привести к тому, что мы окажемся там с мячом. Я хочу напомнить, что путь к победе может быть разным. Ещё будут игры, в которых мы будем владеть мячом больше, чем оппоненты «Факела». Наш «репертуар» должен стать шире. Мы стали уделять больше внимания позиционным атакам, и верю, что скоро это даст плоды. Однако при любых сценариях развития игры мы должны действовать компактно, агрессивно и организованно. Крена не должно быть ни в одну из сторон – ни в атаку, ни в оборону.
Когда я сказал, что расстроен ничьей с «Сочи», я не слукавил. Я никогда не скажу футболистам играть на ничью. Этого вообще ни один тренер в здравом уме не скажет, мне кажется. Будешь играть на ничью – проиграешь. А если кто-то считает, что мы не достойны побед в Премьер-лиге, что ж… Пусть выйдут на поле и докажут нам это.
– Получается, команда не должна сама себя воспринимать как аутсайдера.
– Так мыслить нельзя. Меня коробит, когда говорят, что мы набрали очки только потому, что соперник сыграл ниже своих возможностей. Не надо принижать нас! Мы почти со всеми топ-клубами уже сыграли. Не видел, чтобы мы выглядели безнадёжно. Фрагментарно в некоторых матчах было очень тяжело, но все эти моменты разбираются и анализируются.
– Вы о втором тайме игры с ЦСКА?
– То поражение – чистой воды психология. Мы тогда не были готовы ментально противостоять ЦСКА на выезде. Мы сами себя испугались. Не хватило веры в собственные силы. Это никак не связано с мастерством, с физической готовностью. Да, у ЦСКА классные футболисты. Но они себя проявили только после того, как почувствовали нашу неуверенность. Вспоминается и поражение от «Пари НН», когда команда стала переживать из-за неоднозначного пенальти, и пока все приходили в себя, мы получили второй одиннадцатиметровый. Помните, сколько единоборств мы тогда проиграли? Это всё тоже психология. Мы не можем рефлексировать на поле! Тайм-аутов в футболе нет. Пропустил мяч – прими это, играй дальше, делай своё дело. Надо быть психологически готовыми к разным ситуациям. Да, добиться этого тяжело, прививание такого менталитета – это целый процесс. Но продолжать давить на то, что мы новички лиги, больше нельзя. Надо брать очки здесь и сейчас. РПЛ – лига сильных и уверенных в себе людей. Мы не сомневаемся, что в нашей команде именно такие парни и собрались. И мы все должны искренне безоговорочно верить в то, что мы делаем. Уверенность в себе и результаты – это взаимосвязанные вещи. Поражения могут случаться, но они не могут быть безвольными. Никто не бросит камень в того, кто реально сражался. И этот дух должен быть у всех в клубе, у любого сотрудника. Философия «Факела» в том, что клуб всегда выше любых личных интересов. Это годами выстраивалось, эту идею мы несём дальше. Работать в клубе Премьер-лиги – это привилегия. Этому статусу надо соответствовать каждый день. Надо всегда помнить, что на наши рабочие места – целая очередь. Спорт так устроен, что всегда есть кто-то, кто хочет тебя сбросить с пьедестала, заменить на поле, занять твой кабинет. Роман Гурамович Асхабадзе, Кирилл Николаевич Котов и Александр Сергеевич Самедов сделали на меня ставку, например. Надо оправдывать доверие. А игроки должны оправдывать доверие тренерского штаба. Мы все должны пахать и не делить матчи на игры чемпионата и Кубка.
– Намёк ясен.
– Не понимаю, как можно на одном из лучших стадионов страны выйти и отыграть не в полную силу. Я ребятам в лицо это сказал. Мы ещё весной всё отдали бы за возможность сыграть с клубом элитного дивизиона! Знаете, как рубились на сборах с «Ахматом»? Мы заработали возможность играть с топ-клубами каждую неделю. Я искренне считаю, что в РПЛ – все клубы с приставкой «топ». Это 16 лучших клубов страны! Так что на каждую игру должен быть максимальный настрой. Только не подумайте, что я перекладываю вину на футболистов. Эти 0:3 от «Спартака» – моя вина, моя ответственность. Если команда отнеслась к матчу недостаточно серьёзно, значит, я до неё не достучался, не подготовил психологически.
«Мы не имеем права делить матчи на важные и неважные»
– Мы поговорили о спортивной агрессии на поле, и сразу вспоминается игра нашего новичка Игоря Калинина.
– Да, это высококвалифицированный футболист, который обладает очень сильным характером. Он готов приносить себя в жертву ради команды, парень агрессивен во всех фазах игры и показывает, что за короткий срок уже усвоил требования тренерского штаба. Он может сыграть как латераля, так и третьего центрального защитника. И даже нападающего, поверьте. Если так нужно будет команде – сыграет и принесёт пользу.
– Вы явно цените универсальность.
– Конечно, здорово, когда человек может сыграть на разных позициях в течение одного матча. Мы, как я уже говорил, должны развивать потенциал футболистов, а не сдерживать его. Если мы видим на тренировках, что у защитника есть хорошие навыки действий в атаке, то это надо проанализировать и найти возможность внедрить в игру. Просто футболист не должен бежать вперёд из-за своего спонтанного эмоционального желания, всё должно быть системно. Вы видите, как может подключаться к атакам Женя Морозов. Думаю, и Сергей Божин способен чаще угрожать воротам соперника. Эти парни могут давать отличные обостряющие передачи. На тренировках мы это постоянно видим.
– На тренировках и в играх разный уровень сопротивления.
– А вот и не факт. У нас на тренировках «рубка». Когда я говорю после матчей, что благодарю всех парней за вклад в победу, я не лукавлю. Те, кто остаются в запасе, тоже принесли пользу. Ведь в современном футболе именно футболисты тренируют друг друга в значительной степени. Они варятся в конкурентной среде и заставляют друг друга выжимать из себя максимум. Они и в быту друг другу что-то подсказывают, об этом тоже нельзя забывать. Это строительство коллектива, что очень важно.
– Любопытно, есть ли группа опытных игроков, к которым вы можете прислушаться?
– Безусловно. Но я бы подчеркнул, что мы открыты к диалогу со всеми игроками, в том числе с молодёжью. Константин Николаевич Синеоков, Александр Львович Чихрадзе, Дмитрий Александрович Сорокин – все мы внимательны к футболистам и понимаем, как важна коммуникация. Игрок должен иметь право подойти и в корректной форме задать вопрос: «Я пахал изо всех сил, выполнял, как мне кажется, все требования и всё равно остался в запасе. Что мне ещё улучшить, чтобы заслужить свой шанс?» Я поговорю, подскажу, не считаю, что главный тренер должен держаться особняком от коллектива. Только не надо думать, что если ты одну неделю хорошо поработал, то заслужил тут же попасть в стартовый состав. Работать надо каждый день! И ещё один нюанс: если игрок хочет задать вопрос тренеру, то он должен уметь спросить и с себя, и со своего партнёра. Даже если этот разговор может оказаться неприятным. Если в раздевалке футбольной команды все расходятся по углам и молчат, что-то идёт не так. Коллектив должен реагировать на некоторые вещи сам. Футболисты должны спрашивать друг с друга – почему не побежал, почему не выпрыгнул, не поборолся? Даже если вы в дружеских отношениях, без прямого честного мужского разговора просто никуда! Теперь у нас это будет. Предъявил претензии в лицо – послушай аргументы в ответ. А на тренировке снова выйдете на поле и будете работать с удвоенной силой.
– Что изменилось в тренировочном процессе?
– Серьёзных изменений нет. В нашем штабе были делегированы полномочия, планирование тренировочного процесса и раньше возлагалось на меня. Я анализировал нашу игру, матчи соперника, у меня был довольно обширный фронт работы, поэтому могу сказать, что теперь изменилась степень ответственности за результат и степень публичности – стало больше коммуникативных функций, интервью, сьёмок и подобных вещей.
– Тренерский штаб укрепился за счёт прихода Валерия Климова. Как выбор пал на этого специалиста?
– Я принял решение пригласить Валерия Александровича, потому что знаю, каким серьёзным опытом он обладает. Он будет моим помощником, возьмёт на себя определённый объём работы.
– Ближайший месяц станет для «Факела» непростым, будет плотный график игр. Как намерены готовить команду?
– Начали с анализа игры против «Сочи». Затем приступили к работе на поле. Главное – грамотно распределить силы и подойти к каждому матчу в правильном психологическом состоянии. Повторюсь, делить матчи на важные и неважные мы не будем. Не имеем права.