
«Факел» переиграл московский «Спартак» в 1/4 финала Кубка СССР со счётом 2:0 ровно 38 лет назад, 28 апреля 1984 года. Та историческая победа вывела воронежцев в полуфинал турнира, а 15 игроков команды обеспечила званиями «Мастер спорта». А главное – подарила любителям футбола мгновения, которые хочется вспоминать снова и снова. Участники тех событий рассказали сотрудникам пресс-службы клуба о кубковом пути команды-1984.
Расстановка сил
«Факел» считался одним из фаворитов первой лиги – в команде было немало опытных футболистов, поигравших на высоком уровне. И в Кубке выбила последовательно ивановский «Текстильщик» (2:1), «Пахтакор» (1:0) и «Жальгирис» (1:0).
– С «Текстильщиком» мы играли в Сочи, с «Жальгирисом» – в Адлере. Во-первых, о проведении матчей в Воронеже говорить было нереально – подготовить газон в феврале никто бы не смог. Тогда, бывало, поля вертолётами сушили! А во-вторых, начальные стадии Кубка проводились прямо на сборах, когда команды готовились к старту чемпионата. Это сейчас на сборе организуют спарринги, а тогда проводили официальные встречи. И Виктор Семёнович Марьенко, наш главный тренер говорил: «Ребята, мы готовимся к чемпионату, это главное. Но и в Кубке давайте играть серьёзно!» – вспомнил полузащитник «Факела» Геннадий Сошенко.
Однако в противостоянии с тем «Спартаком» любая команда СССР выглядела аутсайдером. Москвичи годом ранее стали серебряными призёрами Высшей лиги, в Кубке УЕФА выбили финский «ХИК», английскую «Астон Виллу» и голландскую «Спарту». А уже в марте 1984 года тот евросезон продолжился для спартаковцев противостоянием с «Андерлехтом», в котором бельгийцы оказались победителями с перевесом лишь в один гол.
Что было перед матчем?

Ажиотаж перед игрой был сумасшедшим. Было понятно, что стадион не вместит всех желающих. Одних заявок на матч было около 250 тыс.
– Когда стало ясно, что «Факел» попал на «Спартак», вся область с ума сошла. Билеты попадали в продажу за три дня до матча. Я приехал к стадиону за день до старта продаж, часов в 7 вечера. Уже тогда у арены нервно кружили человек 200 и записывались в очередь в две кассы у какого-то мужчины. Я был то ли 130-м, то ли 140-м. Потом стало ясно, что оставаться до утра у касс готовы не все. Мы же ночевали на каких-то драных матрасах, курили, травили байки. А когда кассы открылись, оказалось, что в продаже есть только второй и третий ряды. И давали не более двух билетов в руки – всё! Мне достались два билета на Центральную трибуну, почти посередине. Проход на стадион стал отдельным событием. Первый кордон – вход на Комиссаржевскую, второй – поворот на Студенческую, третий организовали напротив касс, четвёртый – у входа на арену. За один час и 15 минут до стартового свистка мы с отцом оказались на трибунах, и стадион уже был битком, – рассказал болельщик «Факела» Владимир Косых.
– Билеты, по-моему, изначально стоили 1 рубль 20 копеек. За час до игры с рук они уходили за 25-30, кто-то даже за 50 покупал. Караул! – поразился Сошенко.
Даже игрокам и тренерам давали всего по пять пригласительных на игру. За два дня до игры «Факел» заехал на базу, где отключили телефон.
– Мы чувствовали, какой был ажиотаж перед игрой. И тренерский штаб решил огородить нас от этого безумия. При этом Марьенко нас не «накачивал» – все и так понимали важность предстоящей игры и рвались на поле, – отметил полузащитник той команды Оганез Мхитарян.
Когда «Спартак» вышел на разминку на поле Центрального стадиона профсоюзов, арена была уже полна.
– Наставник москвичей Константин Иваныч Бесков, услышав рёв стадиона, сказал Сергею Савченкову, который ранее играл у него в «Спартаке»: «Англия!» А уж он-то не раз бывал на английских аренах, одно британское турне «Динамо» с его участием чего стоит. Но, мне показалось, спартаковцы всё равно нас недооценили, – признался Мхитарян.
– На разминке москвичи ковыряли газон носком бутс, улыбались. Всем видом показывали, мол, куда мы приехали? Пренебрежение было, я считаю. Но уже через четыре минуты после начала игры это настроение куда-то пропало, – вспомнил болельщик Владимир Косых.
Игра

«Факел» выходил на важнейший кубковый матч через четыре дня после гостевой встречи с луганской «Зарёй» в чемпионате первой лиги, однако обошёлся без ротации состава – физическая готовность команды, по воспоминаниям игроков, была на высочайшем уровне. «Спартак» тоже выпустил своих лидеров – на поле воронежской арены вышли Ринат Дасаев, Сергей Шавло, Юрий Гаврилов, Александр Бубнов, Сергей Родионов и другие мастера.
– Мы играли по схеме 4-4-2. В воротах Ширяев. Защита: справа Лосев, слева Шашкин, которого можно было пройти только одним способом – за трибунами. Последний защитник Савченков, Осипов – передний, стоппер. Но мы уже тогда временами играли в линию и делали искусственный офсайд. Сава блистательно нами командовал! А как Осипов читал игру – это словами не описать, у него огромное количество перехватов было. Соколов в полузащите слева, Мурашкинцев справа, в центре – мы с Мхитаряном. Я опорный, Мхита ближе к атаке. Нападающие – Минаев и Пимушин, – рассказал Сошенко.
Уже на четвёртой минуте Мурашкинцев пробил в дальнюю «девятку» ворот Дасаева после потери мяча Бубновым и точной передачи Соколова.

– Что тут началось! Оглохнуть можно было. Все вскочили, а потом заново уместиться было уже очень непросто. Сидели на деревянных лавках, прижавшись друг к другу. И после гола приходилось утрамбовываться заново. Весь стадион гнал команду вперёд все 90 минут. «Спартак» вообще ничего поделать не мог, его топтали. Над Восточной и Центральной трибунами были навесы, что только усиливало эхо – гул стоял сумасшедший, – с удовольствием вспомнил Косых.
Уже на 20-й минуте в составе «Факела» неожиданно произошла замена – вместо Геннадия Сошенко на поле вышел молодой Валерий Шмаров. Многие из игроков и болельщиков успели подумать, что опорный полузащитник воронежцев получил повреждение. Но всё было иначе.
– Шмаров приехал на игру из расположения молодёжной сборной. Буквально с поезда сошёл – и на матч. Не мог его Марьенко сразу выпустить на такую игру, нужно было сначала посмотреть, в каком Валера состоянии. А на 20-й минуте, когда стало ясно, что мы душим «Спартак» прессингом, тренер решился на замену и перестройку с 4-4-2 на 4-3-3. Мысли о том, чтобы отойти назад и удерживать преимущество, ни у кого не было. Москвичи были в шоке, и надо было их добивать, – вспомнил Сошенко.
Первый удар по воротам «Факела» гости нанесли ближе к исходу получаса игры. Воронежцы же при потере мгновенно вступали в отбор, а если быстро мяч вернуть не получалось, всемером-ввосьмером быстро садились назад.
– У нас не было каких-то жёстких рамок в плане тактики. Но были принципы игры, которые все воспринимали одинаково. Этот состав года четыре вместе провёл, все друг друга понимали с одного взгляда. Исключительный коллектив! И самоотдача была невероятная. Мы выходили на поле умирать. Просто костьми ложились. Какой объём работы проделал Володя Соколов – это словами не передать. И «Спартак», пожалуй, такого не ожидал. А когда ты вышел на поле, ожидая победы на классе, перестроиться уже тяжело, – вспомнил Мхитарян.
За матч «Факел» нанёс 22 удара по воротам гостей, «Спартак» ответил шестью. Точку в матче поставил Александр Минаев, оказавшийся расторопнее всех на добивании на 88-й минуте.
– Уже минуте на 80-й я не сомневался в победе «Факела», москвичи вообще ничего поделать не могли. После того, как Минаев забил второй мяч, игры не было – «Спартак» встал. И после окончания матча народ не отпускал команду минут 30-35. Скандирования, аплодисменты… Именно после матча была фотосессия игроков на поле, тогда и было сделан этот знаменитый кадр, – поведал болельщик Владимир Косых.

После матча
– После игры в раздевалку заходило руководство города, области, военные чины – все поздравляли, произносили добрые слова. Один генерал даже шутливо произнёс: «Даю два дня на разграбление Воронежа!» Все посмеялись, но сил на празднования уже не было. После игры хотелось только скорее напиться воды и отдохнуть, мы были выжаты. Я поехал домой, но так и не уснул – то и дело выходил на балкон и смотрел на ночной город, – вспомнил Мхитарян.
В полуфинале Кубка воронежцы в гостях встретились с «Зенитом», который позже стал чемпионом СССР. Исход встречи упорного противостояния решил обидный автогол Андрея Шашкина. А в финале ленинградцы в дополнительное время пропустили от Валерия Газзаева и Александра Бородюка, и трофей достался московским динамовцам.
– Мы 3 июня бились с «Таврией» в Симферополе и победили 2:1, а уже 6 июня выходили на поле в полуфинальном матче в Ленинграде. «Зенит» же 25 мая сыграл дома с «Нефтчи» и потом 10 дней спокойно готовился к встрече с нами, командой первой лиги. Где справедливость?! И мы пропустили только в дополнительное время… Как «Факел» ни просил перенести игру на один-два дня – отказ. Невероятно приятно вспомнить тот сезон, но и осадочек всё-таки тоже остался. Мы могли победить «Зенит», хотя там был исключительный состав, – поделился эмоциями Сошенко.
И всё равно для «Факела» та победа над «Спартаком» изменила ход сезона. И без того опытная и классная команда убедилась в том, что ей по плечу абсолютно всё. Уже после 15 тура воронежцы оказались на первом месте и не уступили его до конца сезона. «Факел» одержал больше всех побед, набрал больше всех очков, потерпел наименьшее количество поражений и пропустил меньше всех в лиге.
Футболисты стали для города героями.
– К нам в гости прилетела подруга жены. Села в такси, назвала адрес. В разговоре обронила мою фамилию. Когда машина остановилась у подъезда, водитель обернулся и сказал: «Денег не надо. Гене – привет!» – вспомнил Сошенко.
– Помню, как мы летели в самолёте в конце сезона, и стюардесса начала читать: «Мы прибываем в Воронеж…» и стала перечислять достоинства нашего города. Про студенчество что-то вспомнила, про другие славные вещи. А потом прибавила: «А ещё наша команда “Факел” вышла в Высшую лигу!» Было такое! А ещё смешная деталь: нам сказал перед сезоном кто-то из чиновников, что к 400-летию города команда обязательно должна попасть в «вышку». И только потом мы вспомнили, что Воронеж основан в 1586 году, а не 1585. Но никто, думаю, не расстроился, – улыбнулся Оганез Мхитарян.