Генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе рассказал о финансовом положении «Факела», перспективе выпуска клубных карт и дороговизне разработки уникального дизайна игровой формы, отвечая на вопросы болельщиков.
«В реализации своей стратегии мы идём с опережением графика»
– Из списка партнёров нашего клуба исчезла компания «ТНС Энерго Воронеж», с игровой формы исчез её логотип. Через какое-то время «Факел» подписал долгосрочное партнёрское соглашение с БК «Olimpbet». Мы как болельщики, пережившие многое, и, наконец, почувствовавшие прежние положительные, я бы сказал трепетные эмоции от игры команды, от высокого командного духа на футбольном поле и за его пределами, не хотели бы и мысли допускать, что карета может превратиться в тыкву. В связи с этим вопрос: насколько устойчиво финансовое положение клуба на данный момент?
– Уход и приход тех или иных партнёров или спонсоров – это нормальное явление для спорта, для футбола. Сравнивать «ТНС Энерго» и «Olimpbet» не стоит. Даже если бы компания «ТНС Энерго» осталась с нами, у нас всё равно появился бы партнёр в сегменте букмекеров. Сравнение партнёров в разных сегментах не является правильным. Это вещи, которые не зависят друг от друга. Могу лишь констатировать, что на сегодняшний день у клуба нет долгов ни по одному направлению. На мой субъективный взгляд, в «ТНС-Энерго» происходит некая реорганизация, есть некие изменения – к сожалению, компания не смогла продлить с нами уже сложившиеся долгосрочные отношения и оказать клубу, скажем так, спонсорскую партнёрскую поддержку. Надеюсь, это временное явление. Потому что терять долгосрочных партнёров – это тяжело. Тем более, когда знаешь, что в других регионах «ТНС Энерго» присутствует.
– Почему в Воронеже столько лет не могут найти серьезного спонсора для команды? Чем Воронеж хуже Уфы, Самары, Тулы, Химок, Ростова, Оренбурга?
– Вопрос не по адресу, ведь я работаю здесь два года, а не много лет, я не знаю до конца всю специфику каких-то событий, которые происходили до моего приезда в Воронеж. Что касается перечисления клубов из других городов – это некорректно. Потому что практически все перечисленные клубы либо несколько лет назад испытывали, либо сейчас испытывают трудности с финансированием, с поиском больших серьёзных спонсоров. На любой клуб России влияет деятельность не только футбольных функционеров, но и конъюнктура рынка.
– В своих интервью вы часто озвучиваете локальные и пошаговые задачи развития клуба на один-два года вперёд, с которыми, на взгляд многих болельщиков, вы, безусловно, справляетесь. Но наверняка эти краткосрочные цели – часть долгосрочной стратегии развития клуба. Каким вы видите футбольный клуб «Факел» через 5-7 лет при условии, что вашим планам не помешают форс-мажорные обстоятельства вроде сегодняшней ситуации с коронавирусом?
– С первого дня в Воронеже мы говорили о долгосрочных перспективах развития футбола в регионе. Всё зависит от того, в каком состоянии находится клуб. Не только команда, а вся структура. Поэтому мы озвучивали стратегию, которая была рассчитана на три года. Это нормально в существующих условиях. По большому счёту, в реализации своей стратегии мы идём с опережением графика. Мы реализовали практически всё меньше, чем за три года. Если новый стадион начнёт строиться, то стратегия будет реализована полностью. Говорить о пяти-семи годах тяжело, всё упирается в инфраструктуру. Некая независимость футбольного клуба от тех или иных форс-мажорных обстоятельств напрямую связана с наличием хорошего стадиона и спортивной инфраструктуры.
– Готовы ли вы столкнуться с тем, что посещаемость стадиона на Маршака будет снижаться из-за проблем с городским трафиком, неудобным расположением арены и привязанностью наиболее возрастных болельщиков футбола к ЦСП?
– Это уже не вопрос, а утверждение, с которым я не согласен. Я уверен в том, что, имея такую армию болельщиков в городе и районах области, клуб не получит никакого снижения посещаемости. Этот стадион, если он появится, придаст импульс новому поколению болельщиков и активизирует старое поколение, которое годами поддерживает клуб. Если арена будет соответствовать всем нормам и требованиям, мы будем говорить только об увеличении посещаемости.
– Планирует ли ФК «Факел» выпуск специальных клубных карт для болельщиков?
– В привязке к новому стадиону – конечно, это должно быть. Эта коммерческая часть нашей стратегии должна быть реализована. Естественно, я только «за». Болельщиков бы это обрадовало. Но выпустить карту просто ради того, чтобы выпустить – это бессмысленно. Клубная карта должна быть наполнена определёнными привилегиями для самых активных и преданных болельщиков. Но всё это упирается в инфраструктуру.
– На новом стадионе будут такие же очереди, как сейчас? 4 тысячи человек не могут за час пройти через 2 кассы. Из них минимум 1,5 тысячи идут по онлайн-билетам, но не все их могут заказать. Со мной в очереди стояло несколько дедушек, их бы вообще бесплатно пускать, будут ли улучшения в этом вопросе в текущем сезоне?
– Мы с начала прошлого сезона уже улучшили этот момент. Есть вопрос стадиона и помещений, которыми этот стадион располагает. У нас не две кассы – работают четыре кассира, которые продают билеты. Мы вдвое увеличили количество рамок металлодетекторов для пропуска людей на Центральную и Восточную трибуны. У нас работают четыре допуска на каждой из них. Перед окончанием матча рамки убирают, чтобы облегчить выход с арены. Мы по максимуму активировали все возможности по продаже билетов и пропуску болельщиков, исходя из состояния Центрального стадиона профсоюзов. И вообще хочется призвать болельщиков пользоваться исключительно электронными билетами, тогда очередей можно будет избежать.
– В настоящий момент штат клуба сформирован в полном объеме? Каких ещё специалистов вы планируете привлечь к работе?
– Я бы хотел привлечь много специалистов, которых нам не хватает, которые точно заложили бы ещё больший фундамент для глобального развития клуба. Но, повторюсь, мы ограничены теми возможностями, которые у нас есть в рамках ФНЛ и сегодняшних реалий в нашей стране. Мы отталкиваемся от этого. А лично я бы хотел видеть больше сотрудников по всем направлениям и во всех отделах. Потому что даже в рамках ФНЛ наш штат представляет собой ограниченное количество единиц.
– Каким образом построена работа по поиску и подбору игроков в команду? Кто в клубе является инициатором по поиску и подбору кандидатов в команду: тренерский штаб или спортивный директор? Есть ли в клубе так называемые скауты?
– В этом направлении работа идёт с обеих сторон – и со стороны спортивного директора, и со стороны тренерского штаба. Основную роль играет, конечно, спортивный директор Кирилл Николаевич Котов. Потому что им ведётся планомерная работа, аналитика – учитываются все качества игроков, которые в рамках возможностей клуба могут прийти в «Факел». Но все решения принимаются обоюдно.
«Плоды работы Академии уже видны. Футбольный лифт работает»
– Есть ли цель постепенно начинать заигрывать за основную команду молодежь из Академии?
– Это не цель, это KPI, который прописан у всего руководящего состава Академии «Факел» имени Владимира Григорьевича Проскурина, у всего тренерского штаба. Мы не забываем о том, что Академия создана меньше года назад. Но определённые плоды этой работы уже видны, футбольный лифт работает, о чём мы неоднократно говорили. Это основополагающий момент в деятельности профессиональной Академии.
– Скажите, пожалуйста, будут ли участвовать команды Академии в турнирах в ближайшее время? Ведь одним тренировочным процессом прогресса не достичь!
– Они участвуют во всех соревнованиях под эгидой региональных футбольных властей и под эгидой РФС. Есть ограничения, они наложены из-за распространения коронавируса. А так все наши команды участвуют почти во всех соревнованиях, которые организует РФС и федерация футбола. Всё это заложено в стратегии развития Академии и в бюджетном плане клуба.
– Нельзя ли расширить ассортимент атрибутики в фан-шопе? Например, пивные бокалы, настенный календарь с изображением команды или игроков и так далее, и ещё маленькая просьба – увеличить размеры футболок, а то хочу подарить отцу, а размеров на него нет.
– Спасибо за вопрос, он стоит достаточно остро. Обязуюсь переадресовать его нашему коммерческому направлению и пиар-службе, которым даны задания в этом сегменте. Они точно прочитают это и, думаю, пожелание будет реализовано в ближайшее время.
– Роман Гурамович, планируется ли в будущем появление у команды игровой формы нестандартного дизайна? Стандартные комплекты белые футболки/синие шорты и синие футболки/белые шорты используют и другие команды. Хотелось бы, чтобы у «Факела» была своя узнаваемая форма, возможно, с добавлением к сине-белым цветам красного цвета.
– Во-первых, не знаю, что такое нестандартный дизайн. Во-вторых, любой клуб, который работает с техническим партнёром ФНЛ, заказывает, к счастью или к сожалению, одни и те же модели разных цветов. Выбираются только нюансы, связанные с самой моделью этой фирмы. Чтобы разработать собственную концепцию формы, надо быть, как минимум, топ-клубом, а как максимум – ещё и иметь неограниченный бюджет, который позволяет оплачивать разработку своих собственных коллекций у технических партнёров. Это стоит очень дорого. К сожалению, «Факел» на данный момент себе такого позволить не может. Наш бюджет ограничен, на многие вещи мы не можем тратить деньги, так как это не первоочередные задачи.
– В Академии появилась женская группа. Есть ли интерес к созданию женской команды?
– Это не группа, а возраст. Его необходимо иметь каждому клубу, который получает наивысшую лицензию и профессиональный статус для Академии. Что касается создания женской команды, то я уже частично ответил – если футбольный клуб «Факел» не может себе позволить разработку индивидуального дизайна формы, то, естественно, сформировать полноценную команду девчонок мы тоже не сумеем. Если бы могли, то конечно – женский футбол сейчас занимает интересные позиции в глобальном масштабе. Если на то будут определённые возможности, то мы вернёмся к этому вопросу.
– Здравствуйте, Роман Гурамович! Скажите, пожалуйста, что вас вдохновляет на работу не только в ФК «Факел», но и вообще в футбольной сфере?
– Болельщики.
– Каково Ваше мнение о воронежских болельщиках? Изменилось ли оно за время Вашей работы в «Факеле»?
– Моё мнение – самое высокое и положительное. Если бы у меня такого мнения не было, то я бы не пришёл в «Факел» и не проработал в Воронеже уже два года. Как и любые болельщики, которые сильно переживают за свой клуб, воронежцы могут быть излишне эмоциональными или предвзятыми в каких-то вопросах. И мы можем не соглашаться с мнением отдельных людей. Но именно болельщики делают футбол интереснее – тот адреналин и эмоции, которые они привносят, побуждают к развитию клуба.