«Факел» победил московский «Спартак» в 20-м туре Высшей лиги со счетом 1:0 ровно 20 лет назад, 5 августа 2000 года. Тот триумф помог сине-белым впервые в своей истории сохранить место в элитном дивизионе отечественного футбола, а результат матча принес воронежцам праздник, который не омрачил даже погром, устроенный фанатами «Спартака» возле гостиницы «Брно». Что окружало тот матч, как складывалась игра и что значил тогда футбол для горожан – в ностальгическом тексте РИА «Воронеж».
Что было вокруг игры?
«Спартак» в 2000 году еще оставался гегемоном российского футбола – из восьми чемпионатов России, прошедших после распада СССР, москвичи выиграли семь. Однако постепенно к уровню красно-белых приближался «Локомотив», который к 20-му туру сезона-2000 отставал от «Спартака» лишь на четыре очка, имея один матч в запасе. «Факел» же, проиграв «Зениту» 0:5 в июне, реабилитировался и к игре с москвичами подошел с четырехматчевой беспроигрышной серией – команда оторвалась от зоны вылета на семь очков.
Ажиотаж был таков, что в клуб поступило более 200 тыс. заявок на приобретение билетов. На игру хотели попасть не только воронежцы, но и жители Липецкой, Белгородской и Тамбовской областей. Когда билеты поступили в продажу, их смели за два часа. Многие осели у спекулянтов – в день матча перекупщики предлагали за проход на стадион заплатить 500 рублей.
– Люди занимали очередь у касс с ночи, дежурили. Мой дед был там, он рассказывал потом, что купивших билет вытаскивали из толпы через крышу касс – так сильно подпирала очередь сзади, – сообщил болельщик «Факела» Вадим Денисов, которому тогда было 16 лет.
Вслед за «Спартаком» в Воронеж приехали, по разным данным, от 1,5 до 3 тыс. фанатов красно-белых. Некоторые из них были настроены агрессивно, помня о драке между москвичами и болельщиками хоккейного «Воронежа» в 1999 году.
Еще сильнее, как говорят очевидцы, обстановка накалилась из-за конфликта охранников одного из расположенных возле «Брно» заведений и фанатов «Спартака». Завязалась потасовка, которая переросла в погром. Фанаты повредили входную группу клуба «Фламинго», сокрушили несколько киосков и разбили четыре припаркованные у гостиницы машины.
На место беспорядков выехал ОМОН. Успокаивать москвичей пришлось с помощью выстрелов в воздух, около 200 участников погрома были задержаны.
– Жил в центре, недалеко от гостиницы «Брно», и момент с погромом не застал, но вживую видел последствия, выдвигаясь на игру на стадион. Жутковато было. Нам в провинции тогда еще было непривычно видеть такой большой фанатский десант из Москвы, – рассказал Вадим Денисов.
Уже на стадионе внимание болельщиков привлекло предматчевое шоу, которыми тогда славились игры «Факела». Прямо на газон Центрального стадиона профсоюзов приземлились парашютисты с баннером «Факел» Воронеж», по беговым дорожкам вокруг поля пронеслись байкеры. А бобер Фаворит с синтезатором в руках въехал на арену на повозке, запряженной лошадью. На трибунах при официальной вместимости в 23 тыс. человек оказались 24,6 тыс. зрителей. Как рассказал один из болельщиков, когда матч начался, люди стали попадать на арену, засовывая сотенные купюры в руки контролерам.
Как сложилась игра?
«Спартак» прибыл в Воронеж без своего лидера Егора Титова, на скамейке запасных матч начал крайний полузащитник Василий Баранов, однако в остальном стартовый состав москвичей можно назвать оптимальным. Титова заменил молодой Максим Калиниченко, а на правый фланг вышел Николай Писарев. В 2000 году в футболе еще сохранялась позиция либеро – последнего защитника – ее занял Евгений Бушманов, а роль переднего защитника, стоппера, взял на себя Дмитрий Парфенов. Остался в резерве воронежский защитник «Спартака» Александр Щеголев, который годом ранее помог «Факелу» завоевать путевку в элитный дивизион.
Воронежский тренер Валерий Нененко выбрал схему 3–5–2, в которой роль атакующего полузащитника неожиданно занял не любимец местной публики Геннадий Семин, а Юрий Шуканов. Лишившись высокорослых защитников Сергея Шишкина и Сергея Растегаева, в оборону к Александру Бескровному тренер отправил Олега Касторного и Дмитрия Власова. Правую бровку в ответственном матче занял 23-летний воронежский воспитанник Александр Черкес, который за два года до этого играл на любительском уровне за «Газовик» из Острогожска, а за три – служил в ВДВ.
– Я долго анализировал игру «Спартака» и понимал, что главная угроза воротам соперников москвичей шла от Андрея Тихонова. Сначала хотел отправить Черкеса в оборону, но потом понял, что с левым полузащитником красно-белых надо играть персонально. И Саша уверенно закрыл Тихонова. А Семин остался на лавке, потому что на его позиции нужен был более мобильный игрок. Я выпустил Шуканова, который давал больший объем работы и помогал в обороне. Как видите, не ошибся, – отметил Нененко.
Первый тайм «Факел» отыграл смелее, чем ожидали гости. Санько задергал рывками камерунского защитника «Спартака» Тчуйсе, Юминов цеплялся за мячи по всему фронту атаки, а Сафронов регулярно открывался между линиями и помогал команде пробиваться к чужой штрафной.
– Перед матчем все были угрюмые, напряженные. Все понимали, с кем будем играть. Ехали на игру, ноги дрожали немножко. Но потом автобус окружили болельщики, стали стучать в окна, подбадривать. Это придало сил. И на поле, казалось, мы вместе с болельщиками дышали одинаково. Каждый вдох и выдох в унисон. Это было потрясающе, приятно вспомнить. А Черкес за Тихоновым разве что в раздевалку не пошел. Я шутил потом, что тренер дал Саше бутсу Тихонова понюхать – Черкес за ним как пес бегал! Самоотдача была предельная, – поделился центральный защитник «Факела» Александр Бескровный.
На 26-й минуте хозяева забили – Власов забросил вперед, Тчуйсе неудачно сыграл головой, а Юминов откатил под удар Шуканову, который с ювелирной точностью отправил мяч в дальний угол. «Спартак» же вяз в обороне воронежцев, лишь однажды за первые 45 минут гости пробили по воротам «Факела».
– Настраивать на «Спартак» не нужно было, все рвались на поле и готовы были отдать все. Но не буду скрывать и то, что нам обещали хорошие премиальные. Признаюсь: «Локомотив», как конкурент «Спартака», тоже пообещал отблагодарить нас в случае победы. Так что у нас был дополнительный стимул. Я не считаю это зазорным. Сдавать матч, намеренно проигрывать – это преступление, это обман зрителей. А стимулирование, поощрение самоотверженной игры – это нормально, болельщики только в плюсе, они видят, как команды бьются, не жалея сил, – сказал Нененко.
Во втором тайме «Спартак» прибавил, и Ширко со Штолцерсом могли сравнять счет, но сине-белых выручил вратарь Дмитрий Гончаров. Нененко же выпустил на замену заявленного накануне игры Валерия Шмарова, и ветеран едва не удвоил счет – пробив со штрафного в «стенку», форвард повторным ударом заставил голкипера «Спартака» Александра Филимонова забирать мяч с линии ворот. Москвичи выпустили на поле своего дебютанта, бразильского форварда Маркао, который спустя год забьет два мяча в ворота лондонского «Арсенала». За пять минут до конца матча губернатор Воронежской области Иван Шабанов взял микрофон и начал поздравлять команду с триумфом, выражая уверенность в сохранении сине-белыми прописки в Высшей лиге. Наставник «Факела» Нененко схватился за сердце, но игроки его не подвели и отстояли победу. Болельщики на трибунах зажгли факелы из сложенных газет.
– После матча старший тренер «Спартака» Вячеслав Грозный сетовал, что их форвард Ширко не реализовал свои моменты. Я в ответ отшутился, что он уже много лет их запарывает – наверное, зря поддел неплохого нападающего. Но я тоже на эмоциях был. Потом поднялся в ложу к губернатору, и Шабанов, сняв с себя галстук, надел его на меня. Храню этот галстук до сих пор, он мне очень дорог, – говорит наставник «Факела».
А лидер «Спартака» Андрей Тихонов через 20 лет помнит только результат матча и обстановку на стадионе.
– Столько лет прошло, я уже не помню, как шла игра. Помню, что мы уступили. И то, что играть при таких болельщиках было очень приятно. В Воронеже тогда всегда были переполненные трибуны. Думаю, что ваша любовь к футболу – отличительная черта города, – заметил восьмикратный чемпион России.
Что происходило дальше?
Победа вызвала в городе эйфорию. Вышедшие со стадиона болельщики заполонили центр города и высыпали на автодороги. Конфликтов это не вызвало – узнавшие про победу «Факела» водители машин сигналили пешеходам и жали руки соседям по пробке.
– Обычно люди разъезжались с матчей на автобусах и трамваях, набивая их битком. А после «Спартака» целая толпа шла пешком и радовалась. Так в нашем городе зарождалась традиция праздновать крупный спортивный успех. Те, кто были детьми в 2000 году, спустя восемь лет отмечали победу сборной России над Голландией на чемпионате Европы, а еще через десять лет мы ликовали, когда наши выбили испанцев на чемпионате мира. Мы все воспитывались на том примере в 2000 году, – убежден болельщик «Факела» Вадим Денисов.
Праздновала и команда.
– Мы хорошо отметили. А как же! Мы тогда после любых матчей – и хороших, и плохих – ездили во «Фламинго». Это шло от руководства клуба. Мы и жен с собой брали. Если уступали, я расстраивался, не хотел ехать в ресторан, но меня уговаривали – мол, какой смысл сидеть одному и себя грызть? Поэтому мы и были цельным коллективом. А «Спартак» был очень зол. Наш водитель потом вез москвичей до аэропорта на автобусе, он рассказывал, какой разбор полетов устроил команде тренер Олег Романцев, – улыбнулся Нененко.
«Факел» выплеснул столько сил и эмоций в матче со «Спартаком», что потом проиграл в четырех матчах подряд. Команда снова приблизилась к зоне вылета.
– Мы отправились в Задонск, в монастырь. Искупались, потом поехали в ресторан «Югославия», там повар Томаш зажарил нам барана. Мы выпили пива, поговорили по душам, пообещали друг другу сохранить место в Высшей лиге. И сделали это, победив «Динамо» и «Сатурн», – рассказал самый успешный воронежский тренер.
Удержавшись в Высшей лиге в первый и пока последний раз в своей истории, «Факел» утвердился в роли флагмана воронежского спорта. Почти в каждом кафе на стене висел шарф клуба, а город знал футболистов в лицо.
– Мы играли зрелищно, это вам любой подтвердит. Сейчас команды второй половины таблицы Премьер-лиги так не действуют. Они «ставят автобус» у своих ворот, как «Уфа». Останься Шабанов на своем посту, мы бы еще не один сезон провели в Высшей лиге, я уверен. Но губернатором стал Владимир Кулаков, для которого «Факел» не был приоритетным проектом. Он хороший человек, мы до сих пор общаемся, вспоминаем былое. Я понимаю, что тогда он хотел направить деньги на поддержку докторов и учителей. Вот только встречая знакомых врачей, я слышал: «Как здорово было раньше ходить на матчи всем отделением!» Постепенно клуб потерял свои позиции, – посетовал Валерий Нененко.
В 2001 году «Факел» вылетел из элитного дивизиона и больше туда не возвращался. Один из лидеров той команды Александр Бескровный убежден, что футбольный праздник еще вернется на воронежские улицы.
– Думаю, года через три можно будет думать о выходе в Премьер-лигу. Но не раньше, – предположил Бескровный. – А так у нас любят футбол, и это не вытравишь, что бы ни происходило. Надеюсь, что на нашем веку еще будет такой футбольный ажиотаж. Даже больше скажу – я в это верю, ведь история движется по спирали. Возможно, мы сейчас в начале этого витка.
Текст - Павел Горячев, фото — Андрей Архипов (из архива), РИА "Воронеж".
Источник: riavrn.ru