Автор первого гола заводского «Факела» – о послевоенном футболе и создании заводской команды.
10 января исполнилось 46 лет с того момента, когда главная футбольная команда Воронежской области получила название «Факел». В этот день в 1977 году на заседании бюро Воронежского областного комитета КПСС было решено передать команду «Труд» из ведения авиационного завода в спортивный клуб Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) «Факел».
Эта дата стала для нас поводом пообщаться с профессором, доктором физико-математических наук Владимиром Алексеевичем Костиным, стоявшим у истоков создания заводской команды, которая впоследствии изменила историю воронежского футбола. Самые интересные цитаты автора первого гола заводского «Факела» – в нашем материале.
О появлении в жизни футбола
После эвакуации, во время которой я проживал в Русской Журавке, в семилетнем возрасте я вернулся в Воронеж. Когда меня привезли сюда, ребята уже знали, что такое футбол. Во дворе гоняли подушку, начинённую тряпками. Или носок. Ворота обозначали две разорвавшиеся бомбы. В 1946 году на Чижовке было три команды. Первая – ребят, которым было девять и десять лет. Для восьмилетних – вторая. Я был капитаном третьей – мальчишек, которым было по семь.
И вот в какой-то день отец моего товарища Володьки вынес настоящий мяч. Как потом оказалось, волейбольный, но мы этого тогда не знали. Я, будучи человеком впечатлительным, обалдел. Мы играли весь день! А на следующий день Володе не разрешили выйти во двор с мячом – а то вдруг украдут… И мы решили купить свой мяч. Рядом с разбитым кинотеатром «Спартак» был единственный спортивный магазин в городе, назывался «Динамо». Там большое панно такое было – вратарь, Алексей Хомич, и нападающий в форме ЦДКА – то ли Всеволод Бобров, то ли Григорий Федотов. На витрине лежал кирзовый мяч, 25 рублей стоил! Где деньги брать? Стали выкапывать немецкие патроны, их можно было сдать в утильсырьё, заработать что-то. Находили и другое оружие – к сожалению, моего друга Витю Косарева ранило, когда ему было всего пять лет, в руках взорвался запал от гранаты.
Так мы и собрали на мяч, собирая патроны. Купили – и я прямо влюбился в него! Принёс домой. Мама к спорту относилась хорошо, она даже до войны выиграла какие-то соревнования по лёгкой атлетике и получила в качестве приза отрез на платье. А отец, который пахал на заводе с 17 лет, футбол терпеть не мог – для него это была чепуха какая-то. И он схватил топор, хотел мяч разрубить. Я его вырвал, побежал. Отец меня догнал, но мяч всё-таки уничтожать не стал.
А потом, в девять лет, меня отправили на лето в Русскую Журавку – надеялся, там никакого футбола не будет. Я пришёл в клуб, где кино показывали, а там стояли ребята на три-четыре года старше меня. И откуда-то мяч резиновый принесли. Я подошёл, предложил вместе сыграть. Оказалось, они раньше и не видали, чтобы кто-то мячом жонглировал, а я уже умел. С тех пор каждое лето ждали моего приезда, словно я Пеле!
О поступлении в вуз
Я окончил 10 классов, настало время идти дальше. В Воронеже было четыре вуза: университет, строительный, СХИ и лесной. Сообщил отцу, что выбираю сельско-хозяйственный, факультет механизации. Тот очень обрадовался, ведь это было очень престижно. Конкурс был 10 человек на место! Только я, конечно, не сказал отцу, почему выбрал именно СХИ. Дело в том, что это был единственный вуз города, у которого имелось футбольное поле. Поступив, я сразу в спортзал побежал. А потом играл за сборную СХИ в первенстве области.
О создании заводской команды
На четвёртом курсе я бросил СХИ, не лежала у меня душа к этому всему – я уже побывал на целине и понял, что это такое. И если до этого отец наказывал меня Журавкой, то теперь решил испытать мехзаводом. Устроил на работу учеником, думая, что там никто ничего про футбол не знает. Параллельно я переложил документы на пятый курс вечернего отделения Политехнического института, отделение самолётостроения.
На третий день моей работы на мехзаводе ко мне подошёл парень, спросил, играю ли я в футбол. Узнав, что да, позвал на тренировку на стадионе Окружного дома офицеров. Сейчас этот стадион называется «Чайка», там «Факел» тренируется. А знаете, как звали того парня? Это был Виктор Скачилов.
Тогда никакого «Факела» ещё не было. Была команда «Почтовый ящик 20» – предприятие ведь секретное было. На футбольном поле никто не смотрел, кто с мехзавода, кто из КБХА. Но Скачилов уже тогда задумал сделать отдельную команду КБХА. Создав её, он перетащил меня туда с мехзавода, устроив в бюро техником-конструктором.
Скачилов создавал нам все условия, «пробивал» всё, что нужно. У нас всегда были неплохие поля. И мы очень много выигрывали. Следили за тем, как развивается футбол – сначала «дубль вэ» использовали, потом перешли на 4-2-4. Много хороших матчей вспоминается. Помню, какое противостояние с лискинским «Локомотивом» вышло. Поле на берегу Дона, тьма народу, День железнодорожника, народ уже отмечает. Сыграли 2:2, а наш замечательный вратарь Толя Малюкин отбил удар с пенальти, вытащил из левого угла. Испортили праздник и, улыбаясь, поехали домой.
Обладатели Кубка КБХА
О первом голе «Факела»
На дворе был 1961-й, легендарный для всей страны год. Скачилов добился, чтобы нашу команду включили в первенство области, и мы поехали на первую игру в Острогожск к местной «Звезде». В субботу, 3 июня, мы приехали на игру на грузовике, на следующий день был матч. Первый тайм закончился нулевой ничьей, а во втором Ваня Мамчук сыграл в «стенку» с Витей Подзоровым, который был «снесен» защитником в штрафной площадке – пеналь! Я был лидером команды и хорошо бил с «точки». У меня была отработана подрезка внешней стороной стопы в правый от себя угол. Так я и забил, мяч полетел в одну сторону, вратарь – в другую. Мы победили со счётом 1:0, не понимая ещё, в каком историческом событии приняли участие.
Первый гол
Об уходе из футбола и сегодняшнем «Факеле»
В 1962 году я решил изучать математику и понял, что нужно начинать всё с нуля, с первого курса. Поступил в ВГУ, хотя на меня там смотрели с удивлением. Ещё бы – бросил СХИ на четвёртом курсе, женат, футболист-перворазрядник. Так футбол постепенно перестал быть главным в моей жизни. Появились дети… Часто шучу, что я изменил футболу, выбрав семью. Главные успехи заводской команды, качественная экипировка, сборы, как у профи – всё это я видел уже со стороны. Зато я хорошо играл на студенческом уровне, выигрывал чемпионат ВГУ, потом играл за сборную университета. При этом заведующий моей кафедры не понимал, почему я настолько люблю эту игру, он говорил: «Знаю я этот мир футбола. От поля до пивной – один шаг!»
Когда в 1977 году «Факел» стал профессиональным клубом, мне стало очень любопытно. Конечно, я приходил на матчи. До сих пор слежу за успехами клуба – это как бальзам на сердце. И я призываю не забывать историю той заводской команды, которая так сильно повлияла на историю воронежского футбола.
Один раз еду в маршрутке, а рядом со мной едет парень. Он мне понравился сразу – видно, что спортивный, но при этом и интеллигентный такой. Я его спрашиваю: «А “Факел” сегодня играет?» Отвечает: «Да!» Меня прям осенило: «А ты в Академии Проскурина тренируешься?» (Володю я очень любил, он на Чижовке вырос, как и я). Парень кивает, улыбается. Ну, думаю, что если у вас там все такие ребята в Академии, то меня просто гордость за них берёт!
Команда в 1961 году