Ветеран «Факела» крайний полузащитник Александр Малюкин провёл семь сезонов за «Труд», а затем два – в составе «Факела», который в 1977 году стал профессиональным футбольным клубом. Как «Факел» менял «Труд» на профессиональной арене, вспомнил непосредственный участник тех событий.

– Периодически болельщики спорят о том, какой год считать точкой отсчёта для «Факела» – 1947 или 1977. А некоторые и вовсе убеждены, что «Факел» родился в шестидесятые как команда спортклуба КБХА. Какое мнение у вас?
– Я думаю, 1977 год считать правильнее всего. «Факел» стал профессиональным футбольным клубом именно тогда. Заводская команда и профессиональный клуб – всё-таки разные вещи. Поэтому стоит отмечать день, когда «Факел» получил право представлять регион в официальных профессиональных соревнованиях.

– Вы смотрели на эти события глазами футболиста – как всё это выглядело для вас?
– «Труд» как клуб уже не развивался, если честно. Премиальные уже не выплачивались. Бывало, что нам говорили: «Вот соберёте 5 тысяч на трибунах – получите свои премии с продажи билетов». В итоге на стадион приходило даже больше народу, но всё равно находились какие-то новые отговорки. А «Факел» становился всё сильнее. Все в футбольном мире общались друг с другом и знали, что в заводской команде зарплаты выше, чем в «Труде». И слухи, что команду мастеров передадут в ведение КБХА, уже ходили. Поэтому то решение неожиданностью не стало – клуб развивать должен тот, кто в этом заинтересован.

– Вы отыграли семь сезонов за «Труд» – как в этом клубе относились к «Факелу», который тогда был заводской командой?
– Бывало по-разному. Поначалу было снисходительное отношение – сами понимаете, команда не профессиональная. А потом пошли успехи «Факела», развитие. Все видели, что заводская команда лучше экипирована, что она проводит сборы на более высоком уровне и обладает отличным инвентарём. А спрашивать с футболистов за результат можно тогда, когда ты создал для них все условия. И в какой-то момент, я бы даже сказал, появилась зависть. Все слышали о том, что в «Факеле» для команды делается всё.

– А как тогда отреагировали болельщики на то, что «Факел» заменил «Труд» на профессиональном уровне?
– Я помню только интерес публики к новой профессиональной команде. Это нельзя сравнить с теми временами, когда в двухтысячных пытались заменить «Факел». Потому что, во-первых, об успехах заводской команды в Воронеже знали – любители футбола видели её развитие, знали многих игроков. И КБХА едва ли не всем предприятием ходило на стадион, давая положительные эмоции. А во-вторых, «Факел» пополнился мастерами: Виктор Папаев играл за «Спартак», Александр Тукманов, Валерий Абрамов, Иван Забиняк и Анатолий Елизаров – за «Торпедо». Из воронежцев были Володя Проскурин, Женя Щёголев. Словом, по именам команда собралась очень приличная, и коллектив был хороший. В 1977 году мы выиграли Кубок РСФСР, чемпионат тоже провели неплохо, самоотдача была на высочайшем уровне! Поэтому команду тепло приняли, люди шли на трибуны. В последние годы существования «Труда» такого не было, не было ни результата, ни развития – люди чувствовали, что клуб на спаде. Не берусь оценивать, что к этому привело, могло ли всё сложиться иначе – говорю то, что видел, будучи игроком. Просто расскажу случай. Когда «Труд» не попал в «пульку», в которой шла борьба за повышение в классе, директор авиазавода сказал: «Хорошо, что не попали, а то бы много денег тратить пришлось». «Играйте как придётся» – вот какой подход был в последние годы, по сути. А многие болельщики это понимали, они общались с футболистами. А в «Факеле» в 1977 и 1978 годах в коллективе постоянно звучало, как сильно мы хотим повышения в классе.

– Когда вы перешли в «Факел», почувствовали более профессиональный подход?
– Ещё бы! Мы отправились на сборы и быстро всё поняли. Всё было организовано на другом уровне. Совсем иное отношение к делу у всех было. В «Факеле» появилась настоящая конкуренция за место в составе. Все пахали на тренировках, потому что хотели выходить на поле. И если команде что-то было нужно, ей обязательно помогали.

– Могли себе представить в те годы, какая история будет у «Факела»?
– Я был уверен, что «Факел» будет развиваться. Всё и шло по нарастающей. Команду пополняли хорошие игроки: например, в 1978 году пришёл Владимир Муханов. У него было потрясающее голевое чутьё! Все рикошеты и подборы в штрафной площади – всё ему доставалось. И сколько было замечательных игроков и тренеров потом! Знаете, что вспоминается? Если мы проигрывали, но выкладывались на поле, нас после финального свистка всё равно приветствовали стоя. Это Воронеж! Когда у руководства есть заинтересованность в развитии клуба, а горожане неравнодушны к футболу – можно быть уверенным, что всё получится как надо.
– Что пожелаете «Факелу» в этот день?
– Высоких спортивных результатов, успеха. А если ещё проще сказать – пусть сбываются самые смелые желания болельщиков. Пусть клуб радует нас всех как можно чаще.