Генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе в интервью специально для нашего официального сайта рассказал, как первая команда приобретает менталитет победителя и объяснил, почему недоволен «молодёжкой».
«Полноценные выводы позволяет сделать только сезон»
– Узнали что-то новое о команде в феврале-марте?
– Если руководитель или тренер не верят в свою команду, то зачем они тогда с ней работают? Я никогда не сомневался в потенциале команды. Просто я не рассматриваю выступления «Факела» через призму этих серий – победной и беспроигрышной. Для болельщиков и журналистов всё иначе, они видят семь побед подряд и думают об этом, как о чем-то сверхъестественном. И это нормально. А руководитель клуба, как и тренер, и футболист, не имеет права мыслить отрезками. Менталитет профессионала – в долгосрочном мышлении. Есть первая часть чемпионата, есть вторая. По ним можно делиться какими-то наблюдениями. Но полноценные выводы позволяет сделать только сезон. Когда чемпионат завершится, тогда футболист может подсчитать победы, свои голы, ещё какие-то вещи, чтобы с чувством удовлетворения отправиться в отпуск. Сейчас команда развивается от игры к игре, и это радует. В каждом матче нужно играть, думая только о выигрыше вне зависимости от каких-либо серий – вот мышление победителя. Быть лучшим игроком месяца – это ни о чём, это для медиа. Круто быть лучшим игроком сезона, тут не спорю. Когда ты думаешь о том, что выдал феноменальную серию, ты подсознательно даёшь себе небольшой зазор, чтобы чуть-чуть успокоиться. Ты даёшь себе посыл, что уже чего-то добился.
– В матче с «Аланией» этот менталитет победителя у команды не был виден?
– После Владикавказа мы со спортивным директором провели разговор с командой. Разговор был довольно жёсткий. Не буду переходить на личности, но некоторым футболистам мы сказали в лицо, что так играть нельзя. Потому что у нас открытый честный коллектив, хороший диалог с командой. У парней хорошие условия для работы и подготовки к играм, восстановлению. А если мы делаем всё это для команды – футболисты должны понимать, что с них будет спрос. И не за поражение – проиграть-то можно по-разному, как бы банально это ни звучало. Проигрывать так, как это было во Владикавказе – неприемлемо для меня. Мне очень приятно, как команда отреагировала. А серию из семи побед я воспринимаю не как что-то невероятное, ещё раз повторю. Для меня это исправление ошибок, которые были на старте сезона.
– Вы говорите о развитии команды. Конкретизируйте, в чём вы видите прогресс?
– Команда стала дисциплинированнее как на поле, так и вне его. Правильная подготовка к матчам, питание, режим сна, восстановления – наши требования стали тщательнее выполняться, тренеры контролируют это. И ребята – пусть не до конца и не все – но уловили эти вещи, которые являются важнейшими в современном футболе. Улучшилась дисциплина и на поле: то, что обсуждается на теоретических занятиях, при разборе соперника, игроки стараются выполнить именно так, как им это преподнесли. Это видно и по тренировкам. Но, опять же, в этом нет ничего невероятного. Просто ребята наконец-то начали делать то, что должны футболисты с профессиональными контрактами. Я люблю спрашивать игроков, особенно молодых, читали ли они свой контракт. И большинство этого не делает. А читать надо, чтобы понимать, какие у тебя обязанности как у профессионала. Если контракт правильно составлен, то там чётко регламентировано поведение игрока как на поле, так и в быту.
– То, что у клуба появилась заметная игровая модель – это тоже вопрос дисциплины?
– И дисциплины в том числе, да. Тренерский штаб удачно реализовал эту модель. Вместе с парнями, разумеется. И это выражается в том, что в каждом матче у нас немало голевых моментов. Да, далеко не все ребята реализуют, но на это не способны ни «Реал», ни «Барселона». Главное – что команда эти моменты создаёт, что она наносит много ударов по воротам. Прогресс есть и в том, как исполняются «стандарты», как команда выбегает в контратаки, как атакует позиционно, когда позволяют поля ФНЛ. Немаловажны и оценки коллег по цеху. Сергей Игнашевич, например, сказал в интервью, что в случае продолжения работы на уровне ФНЛ будет брать пример с «Факела». А «Томь» после встречи с нами перешла на схожую с нашей расстановку. И с тех пор не проигрывает. То, что на «Факел» начинают ориентироваться, для меня гораздо важнее победной серии. Нас начинают опасаться. Понятно, почему «Факел» опасаются перед матчами в Воронеже – тут особая публика, которая громогласно поддерживает свой клуб все 90 минут. Но теперь нас опасаются и тогда, когда мы отправляемся на выезд. Мы это чувствуем. Впереди нас ждёт тяжелейший матч с «Крыльями Советов». И, думаю, в Самаре нас тоже немножко опасаются. К сожалению, мы не совсем справедливо лишились нескольких игроков перед важнейшим матчем. Пейчиновичу показали четвёртую жёлтую, Мастерного удалили, а игрока «Текстильщика», который нашему футболисту чуть ноги не вырвал – нет. И это вызывает вопросы. Как и не назначенный пенальти после игры рукой в штрафной площади. Но мы не привыкли регулярно поднимать связанные с судейством вопросы. Хотя игра была тяжелейшая, 10 игроков соперника за линией мяча. Автобус, как это сейчас модно называть. И, несмотря на всё это, мы забили, считаю, два мяча. Хотелось бы верить, что в Самаре будет более адекватное судейство, чем в предыдущем туре.
– Немало игроков из нынешнего состава остаются и на следующий сезон. Насколько масштабное обновление команды будет летом?
– Пока рано об этом говорить. Это зависит от задач, которые будут стоять перед «Факелом». А задачи – от возможностей, которыми мы будем располагать. А что касается сохранения состава – мы будем двигаться в этом направлении. Также у меня, спортивного директора и тренерского штаба есть понимание, какие позиции требуют усиления. Но дальше многое зависит от нюансов, в футболе, к сожалению, не всё зависит от нас.
– Продлён ли контракт с Центральным стадионом профсоюзов? Недавно состоялось выездное заседание по взаимодействию клуба и арены с участием губернатора Воронежской области.
– Договор будет продлён в ближайшие дни. Хочу отметить роль губернатора Александра Викторовича Гусева, который поддерживает наш клуб. Особенно важно то, что он делает это не только в дни побед, но и в трудную минуту. От этого отношение руководителя региона к «Факелу» ценно вдвойне.
«Ребятам из молодёжной команды пора становиться профессионалами»
– Оцените работу Академии, пожалуйста.
– Пока рано давать какие-то оценки, но она развивается достаточно быстро. Требования к тренерам Академии умеренно высокие. Мы понимаем, что людям непросто в кратчайшие сроки перестроиться. Нашим тренерам предстоит ещё многому научиться, мы помогаем им в этом. Но уже работает профессиональный отбор, команды без денежных затрат родителей игроков ездят на турниры, тренируются в хороших условиях. Для меня это очень важно. Об Академии говорят, её футболисты попадают в списки, за которыми следят другие клубы.
– Как быстро это произошло.
– Ничего удивительного, мы же выходим на профессиональные рельсы. И у академий других клубов есть возможность посылать своих скаутов на турниры, где наши дети попадаются этим специалистам на глаза. То, что ребята интересны кому-то за пределами Воронежа – доказательство того, что мы идём правильной дорогой.
– Парни, которые тренировались в Академии, уже дебютировали в составе молодёжной команды.
– Пока ни они, ни «Факел-М» в целом не соответствует уровню, который хотелось бы видеть. Ребята ещё не обладают нужным менталитетом. Тренеры всей структуры, специалисты Академии и «молодёжки», находятся на стадии обучения. У меня есть претензии к наставникам команд, которые участвуют в официальных соревнованиях. Я недоволен футболом, который вижу и многими нюансами, которые подмечаю. Надеюсь, это вопрос времени. Останутся в структуре клуба только лучшие. Кто не сможет прибавить – уйдёт. Потому что футбол отторгает тех, кто не ставит перед собой серьёзных задач. Мало просто принять участие в тренировке. Надо к каждому занятию грамотно готовиться, правильно питаться, высыпаться, следить за своим весом. В каждой игре и тренировке нужно стремиться быть лучшим. А ещё надо обязательно анализировать свои действия на поле, спрашивать про ошибки у тренеров. Когда молодой человек начинает жить футболом, он получает от него дивиденды. Первый профессиональный контракт, зарплату, работу с командой выше классом.
– Спортивный результат для «молодёжки» – вещь второстепенная?
– Безусловно. Я изначально говорил, что на данном этапе результаты матчей не имеют значения. Важен только прогресс игроков. Я смотрю не на табло, а на то, как футболисты понимают игру, как двигаются, как выбегают в контратаки, как вступают в единоборства, как возвращаются в оборону. Победам молодёжной команды во втором дивизионе можно радоваться, когда есть индивидуальное развитие игроков. Пока я развития не вижу. Для меня две победы «Факела-М» – это в значительной степени заслуга Данилы Ермакова, вратаря из первой команды. Он вытащил очень много мячей. И ребятам из «молодёжки» надо подумать об этом. Им пора становиться профессионалами.
– Об Академии очень много позитивных отзывов, но в футбольном сообществе присутствует и какая-то ревность, правда?
– Могу привести пример. Есть спортивные школы, которые не понимают, почему дети, которые начинали обучение в их стенах, могут перейти в нашу Академию. Хотя мы специально заключили с ними договоры. Тем не менее, тренеры сдерживают детей, говорят родителям, что если ребята не пройдут отбор в Академию – их обратно в школу уже не примут. Родители должны понимать, что эти спортшколы могут дать нормальные базовые навыки. Но если вы со своим ребёнком мечтаете о большом футболе – вам надо рисковать. Если вы верите в своего сына, то надо пробовать, мне кажется. Потому что профессиональные академии нужны именно для того, чтобы доводить ребят до взрослого футбола. Родителям надо понимать, что нет никакого смысла на всю жизнь привязывать себя к одному тренеру, профессиональная индустрия работает иначе. Если вы хотите выйти на высокий уровень – вы рискуете, пробиваетесь, ищете лучшего для ребёнка. Но если для вас это просто увлечение, оздоровительная секция, то вопросов нет, ваше право.
«Губернатор прилагает максимальные усилия, чтобы у клуба были лучшие условия»
– Перед первым весенним туром «Факел» находился в зоне вылета. Уже после трёх побед воронежские болельщики стали считать, сколько очков отделяет команду от зоны стыковых матчей. Для вас это перебор, нетерпеливость? Или, может, здоровый максимализм.
– Если смотреть на ситуацию со стороны болельщика – конечно, здоровый максимализм. Почему они не могут мечтать? Я сам этого хочу! Если говорить глобально, то мы для этого тут и работаем. Но нужно оценивать, есть ли для этого возможности и предпосылки. И это уже мышление профессиональных менеджеров. Хотя стоит отметить, что и многие болельщики об этом думают – в Воронеже чуткая публика, которая видит многие нюансы. Пока предпосылок для выхода в РПЛ меньше, чем хотелось бы. Чудес не бывает. Пока я работаю в «Факеле», наш клуб не станет условным «Тамбовом» или теми командами, которые прекратили своё существование. Да, можно выйти в РПЛ, подарить праздник болельщикам. С большой долей вероятности ты по спортивному принципу потом вернёшься в ФНЛ, но там нужно снова ставить задачу подъёма в Премьер-лигу! При этом без долгов, без банкротства. Такую работу можно проделать, но для неё должны быть определённые возможности. При этом всё, что я сказал, не противоречит тому, что мы стремимся выигрывать в каждом матче. Мы обязаны всегда биться за победу, потому что это закладывает менталитет победителя. Как основной команде, так и «молодёжке», и детям из Академии, которые находятся рядом и видят всё это.
– Говоря об этом, мы обречены раз за разом возвращаться к вопросу о стадионе для клуба.
– Конечно! Если найти мои первые же интервью в Воронеже, датированные летом 2019 года, вы увидите слова о необходимости стадиона. Потому что в футболе никто ничего нового не придумал. И в программе развития, которую мы принимали, это есть.
– Если стадион «Факел» будет построен в строгом соответствии с техническим заданием, в разработке которого участвовал клуб – арена будет иметь право принимать матчи РПЛ?
– Если всё будет реализовано так – стадион сможет соответствовать требованиям Премьер-лиги в будущем. Но мы строительством не занимаемся. Знаю, что тендер объявлен во второй раз. И вижу, что губернатор Александр Викторович Гусев прилагает максимальные усилия для того, чтобы у клуба были лучшие условия. Ещё раз подчеркну, что если бы не руководитель региона, то никакого структурного развития бы не было – ни появления «молодёжки» во втором дивизионе, ни появления Академии имени Владимира Григорьевича Проскурина, ни определённых успехов первой команды. Концепцию развития детско-юношеского футбола в Воронежской области мы реализуем совместными усилиями и, надеюсь, будем это делать дальше.
– Футбольная общественность Воронежа поддерживает клуб с тем же энтузиазмом, что и губернатор?
– Хотелось бы, чтобы некоторые процессы шли быстрее. «Факел» взаимодействует с различными местными структурами. Мы пытаемся контролировать вопросы ухода за полями, развития инфраструктуры «Чайки» и «Локомотива». Берём это на себя, хотя многие функционеры этим бы заниматься не стали. Знаю подход к делу футбольных менеджеров, они говорят: «Создайте условия, а мы покажем результат. А если нет условий – какой с нас спрос?» И за эти почти два года мы постоянно пытались влиять на многие процессы, за которые отвечают другие организации. Понимая, что если мы задали определённый тон развития клуба, то должны соответствовать. Словом, будем ждать большей сплоченности от всех связанных с футболом и спортом структур. Хотелось бы, чтобы весь воронежский футбол стал единым механизмом.