Генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе в интервью специально для нашего официального сайта отметил прогресс клуба как организации, оценил первые месяцы работы Академии имени В.Г. Проскурина и объяснил, почему системное развитие всей организации важнее сиюминутных результатов первой команды.
«Инфраструктура клуба постепенно улучшается»
– Главное событие для всего мира в 2020 году – пандемия коронавируса, после которой закрылись несколько российских футбольных клубов. Как весенний локдаун повлиял на «Факел»?
– Пандемия коснулась всех. Но надо понимать, что клубы убивали последствия не локдауна, а того, что было до него. Я думаю, что любому руководителю региона будет тяжело закрыть клуб, у которого нет долгов, но есть академия, хороший тренерский коллектив. В тяжёлые времена такой клуб может опускаться в более низкий по уровню дивизион, но продолжать существовать и быть привлекательным для потенциальных спонсоров. Задача «Факела» – быть таким клубом, который живёт по средствам и старается самостоятельно зарабатывать. Хочу отметить то, что весь клуб продолжал работать как единое целое.
– За время весеннего локдауна «Факел» успел провести несколько заметных акций.
– Да, с помощью фан-клуба мы снабдили продуктовыми наборами ветеранов «Факела», которые оказались в затруднительном положении. Потом ещё и игроки с тренерским штабом выступили с инициативой, собрав 400 тысяч рублей для «Воронежского областного фонда социальной поддержки населения», который распределил эти деньги среди семей, серьёзно пострадавших от последствий распространения коронавируса. Мы в те дни работали удаленно, в короткие сроки перенеся всю базу на сервер. Ещё недавно у клуба ничего не было, а теперь оборудование, которое мы закупили, позволило нашим сотрудникам эффективно работать, оставаясь дома.
В 2020 году клуб закупил современное медицинское оборудование
– Восстановительный центр появился в этом же году?
– Наверное, слово «центр» всё же слишком громко звучит. Мы выделили дополнительные помещения на стадионе «Чайка» и оборудовали этот реабилитационный кабинет современным медицинским оборудованием. Довольны и футболисты, и медработники. Хотя последние хотят ещё больше оборудования. И это правильно – любой профессионал всегда хочет большего. Но для ФНЛ у нас основные вещи уже есть. По-моему, эти условия даже повыше уровнем, чем привыкли клубы ФНЛ. Но останавливаться на этом не будем. Профессиональный спорт требует современного медицинского оборудования, без неё игроки не смогут быстро восстанавливаться, те нагрузки, которые они переносят, будут негативно влиять на их состояние.
– Все футболисты и сотрудники клуба отмечают, что «Факел» растёт как организация. Можете конкретизировать, в чём именно?
– Клуб прибавил во всех направлениях. Надо понимать, что ещё недавно у клуба не было никаких ресурсов. Мы начинали вообще с нуля. В прошлом году мы переехали на «Чайку», а в этом году получили на этом стадионе новые помещения, оснастили их техникой. У всех сотрудников появились стационарные рабочие места со всем необходимым, у команды – новый автобус. Свои помещения появились у Академии, в них тоже есть всё, что необходимо для работы. У пресс-службы раньше был один арендованный фотоаппарат и всё. Теперь мы закупили технику, которая позволила сделать наши информационные ресурсы более интересными. Вся инфраструктура клуба постепенно улучшается. Появился фан-шоп, в который тоже нужно было купить оборудование, включая термопресс, наносящий на футболки любые номера и фамилии. Мы инициировали скорейшую укладку новых полей с искусственным газоном на «Чайке» и «Локомотиве». Кстати, тренеры «Факела-М» тоже получат оборудование для создания аналитического центра по работе с молодёжью, так что «Локомотив» мы тоже обживаем, развиваем. Надеюсь, что уже в январе департамент спорта и администрация города подключит там обогрев искусственного поля. На «Чайке», к сожалению, это невозможно. Поле делалось без учёта подогрева, вскрывать его, заново проводить все работы и строить котельную не представляется возможным. Но даже одно поле с подогревом на «Локомотиве» уже очень важно для всей нашей структуры. Это большое дело для детско-юношеского футбола. Серьёзная работа была проделана и тогда, когда мы сертифицировали «Чайку» в РФС. Теперь это арена соответствующей категории, которая находится в официальном реестре. Надеюсь, в следующем году «Факел-М» сможет играть не только на «Чайке», но и на «Локомотиве». Это очень важно для того, чтобы правильно распределять нагрузки на натуральные газоны этих объектов. У нас много команд, много детей – поля постоянно в деле.
– В 2018 году после чемпионата мира эти газоны испортили за считанные месяцы.
– Тогда на них играли не только дети из социальных спортшкол, но и любители. А теперь на объектах чётко соблюдается график эксплуатации полей, который мы разработали. Агроном и другие сотрудники, которые ухаживают за газонами, хорошо справляются со своей работой. Мы же со своей стороны облегчили им её, разобрались с тем хаосом, который был ранее. Хочу также поблагодарить министерство спорта за его программу «Наследие-2018», которая позволила сделать прошивку натурального газона «Чайки».
Стадион «Чайка»
– Как развивается непосредственно спортивное направление работы клуба?
– Я считаю большим плюсом появление у нас спортивного директора, который способен давать грамотную аналитику и также заниматься комплектованием команд. Принимая решение, я опираюсь не только на свой взгляд – я доверяю нашим специалистам, всегда выслушиваю их мнения. У нас нет каких-то умопомрачительных зарплат, но квалифицированные футболисты начинают приходить к нам – это серьёзная работа.
– Как это возможно?
– Посмотрите финансовый аудит РФС, он есть в открытом доступе. Я не люблю произносить какие-то громкие слова о каких-то промежуточных результатах, но я горд тем обстоятельством, что наш клуб не имеет долгов. У нас положительный баланс. Таких во всей стране сейчас мало. «Факел» работает в рамках бюджета, который в этом аудите отражён. Поэтому мне смешно читать, что у нас есть какие-то миллионные оклады. Раскрою небольшую тайну: самая большая зарплата в клубе – 500 тыс. рублей, и такая ставка у нас одна. Да, мы получили прибавку в 29 млн рублей. Но эти деньги пошли на создание академии и выступление молодёжной команды во втором дивизионе. Это зарплаты тренеров, сотрудников, нескольких игроков с контрактами. А ещё перелёты, логистика. Так что квалифицированные игроки выбирают «Факел» среди других предложений из-за нашей отличной инфраструктуры и финансовой стабильности. Сегодня непростое время, футболисты кормят свои семьи, помогают родственникам, многие предпочитают получать меньшие деньги, но всегда вовремя. Это лучше, чем видеть зарплату раз в три-четыре месяца. Футбольный мир тесен, и игроки рассказывают друг другу о том, как растёт наш клуб. Качественная медицина, великолепные тренировочные условия, премиальные всегда вовремя – у нас появились свои козыри, поверьте. Во многих командах игроки лечатся за свои деньги. Потому что клубы живут от месяца к месяцу, ожидая каких-то денежных вливаний. А у нас правильное бюджетирование, у нас каждая статья заранее расписана на сезон вперед. И мы очень надеемся, что такая тенденция сохранится.
Открытие клубного магазина
– Есть ли успехи в коммерческой деятельности?
– Конечно, они связаны с открытием уже упомянутого мной фан-шопа. Честно говоря, для меня было странно, что его не было. Когда мы приехали в Воронеж и впервые встретились с активными болельщиками, вопрос про клубный магазин был одним из первых. Была только торговля контрафактной продукцией без лицензии, а клуб на своей аудитории зарабатывать не пытался. Мы проделали серьёзную работу, получили разрешение на использование товарного знака. Теперь болельщики имеют возможность приобрести клубную атрибутику. Это маленький, но очень важный шаг в правильном направлении. В период с момента открытия до конца ноября выручка магазина составила уже около миллиона рублей. Мы анализируем, какие позиции в ассортименте пользуются спросом, придумываем различные акции. Хотелось бы уйти в онлайн-продажи, для этого нужна новая платформа – новый сайт. Думаю, мы скоро к этому приблизимся. Ассортимент же будет расширяться. Думаем об интернет-продажах с доставкой на дом. Есть возможность открытия экипировочного центра совместно с нашим техническим спонсором.
– Из-за запрета на проведение матчей со зрителями «Факел» наверняка недополучил серьёзную сумму.
– Конечно, это коснулось всех. Ничьей вины в этом нет. Это пандемия – форс-мажор. Пока можно было заполнять арену на 10 %, мы этими деньгами компенсировали часть затрат на аренду стадиона. Когда арену закрыли для публики, стоимость аренды не снизилась. Мы взяли весь удар на себя. Мы недополучили не только из-за невозможности продавать билеты – естественным образом снизилась проходимость фан-шопа, наши возможности заработка оказались ограничены.
«Стратегия работы клуба должна быть выстроена вдолгую»
– В октябре вы говорили, что победы придут, когда стабилизируется состав. Так и произошло.
– Да, я это прогнозировал. Но говорил так не потому, что я такой великий эксперт, а потому что в футболе никто ничего важнее этого не придумал. Как только любой клуб лишается возможности использовать один состав от игры к игре, он начинает терять очки. Меняться могут из-за травм и дисквалификаций одна-две позиции. Ещё могут быть какие-то исключения, связанные с решениями тренера. Но вообще залог успеха именно в стабильности. Скептически относились и к моим словам, что команде не хватает Николая Зайцева. Конечно, у нас командный вид спорта, и никто не собирается ставить одного игрока выше других. Но есть ведомые футболисты и ведущие. Особенно это важно в линии обороны. Пейчинович и Зайцев – игроки ведущие. Это лидеры, все оборонительные действия выправляются за счёт таких футболистов. Вратарь, центральные полузащитники и крайние защитники рядом с такими игроками действуют гораздо увереннее. Любой команде нужны игроки-лидеры. Как только вернулся Зайцев и пришёл Пейчинович, «Факел» стал выглядеть иначе. Они не только играют, но и много подсказывают партнёрам, видя перед собой всё поле. Точно такую же функцию должны исполнять вратари.
Сергей Брызгалов
– Ещё и Брызгалов прибавил, справившись со старыми болячками.
– Это вообще неверно, я с этим не согласен. Брызгалов никогда не опускался ниже определённого уровня. Просто много зависит от того, с кем ты играешь. Оказавшись рядом с ведущими защитниками, Серёжа обрёл уверенность. Ошибки, которые были у него раньше – следствия нервозности, мастерство у него никуда не делось. Как только вся команда стала действовать увереннее, он снова показал свой уровень.
– За назначение Олега Василенко вас критиковали. Не было ли соблазна послушать «экспертов» и часть болельщиков, позвав какого-то специалиста с регалиями, имеющего опыт работы «пожарным»?
– Профессионал своего дела никогда не пойдёт на поводу у общественности. Надо уметь брать ответственность на себя, учитывая все факторы: место команды в таблице, финансовые запросы тренера, подбор игроков. Я с большим уважением отношусь к болельщикам «Факела», но ответственность лежит на мне, значит, мне и принимать такое решение. Если оно будет неправильным – это моя ошибка. А если ты идёшь на поводу у публики и тех, кто считает себя экспертами, это чаще всего приводит к провалу. Только тебе ещё и обидно вдвойне, потому что это решение принимал не ты. В случае с назначением Олега Петровича Василенко мы говорили не о каких-то сиюминутных вещах, мы говорили о работе на перспективу. Об интеграции молодёжи в состав, о воронежских футболистах. Есть специалисты, которые не любят возиться с молодёжью. Они этого не скрывают. Но мы с самого начала работы в Воронеже выбрали системный подход и не перестаём гнуть свою линию. У любого руководителя из сферы спорта, считаю, должна быть стратегия. Мы можем проигрывать или побеждать, но вектор не может меняться из-за положения первой команды в турнирной таблице. Мы идём небольшими шажочками, но зато эти шаги делаются во всех направлениях. К сожалению, многие болельщики видят только счёт на табло и поддаются эмоциям. Так во всей стране. Публика радуется победам любимых клубов и не думает о том, что через какое-то время всплывут долги. Стратегия работы клуба должна быть выстроена вдолгую.
Олег Василенко и Николай Зайцев
– Тем более, что футбол – игра, и результат зачастую зависит от того, кому улыбнётся удача.
– Я тоже считаю, что в любом виде спорта есть фарт. Но мне импонирует и позиция Василенко. Он в удачу не верит, говорит, что нужно больше и лучше работать, вот и всё. А невезение, мол – отговорка слабых. Я с этим не согласен, но уважаю его мнение. И упорным трудом действительно можно многое нивелировать.
– Чтобы выстраивать долгосрочную стратегию, необходимы поддержка и запас терпения от руководства региона. В сентябре в СМИ появились сообщения о том, что менеджменту «Факела» даны пять туров на исправление турнирного положения команды. Это правда?
– Это не соответствует действительности. У нас есть наблюдательный совет, перед которым мы отчитываемся. Едва ли не ежемесячно проходим аудит, который проводит департамент финансов Воронежской области и департамент физической культуры и спорта. Губернатор Александр Викторович Гусев очень живо интересуется положением дел в клубе. Мы изначально говорили с ним о том, что футболу региона нужно структурное развитие.
– Старые долги клуба закрывались из бюджета «Факела» на сезон-2019/2020?
– Да, какие-то задолженности мы реструктурировали, другие ликвидировали, найдя для этого юридические возможности, третьи погашали из имеющегося бюджета. Поэтому у нас в прошлогоднем составе были семь футболистов с окладами в 50 тыс. рублей. Мы понимали тогда, что нас ждут тяжёлые времена. Что нужно время и терпение. Потому что чудес в футболе не бывает. А вот правильная работа с финансами – это реально важно. На нас нет повисших займов, кредиторских задолженностей. А на многих клубах есть, и это – бомба замедленного действия. Я считаю, если считать каждую копейку и пытаться зарабатывать хоть сколько-нибудь самим, стабильность может появиться в каждом клубе. Но на это нужно время.
«Воронеж – футбольный регион, где болельщики постоянно должны видеть свою команду»
На тренировках в Академии имени В.Г.Проскурина
– Как оцените старт Академии, которая носит имя Владимира Григорьевича Проскурина?
– На «пять с плюсом». Я очень доволен тем, как работает главный тренер Академии Вадим Эктов. Он собрал хороший коллектив. У нас четыре плюса в сравнении с любой местной школой. Во-первых, прозрачный честный отбор детей. Во-вторых, профессиональный подход к обучению. В-третьих, у нас всё абсолютно бесплатно. В-четвёртых – в Академии есть реальный «лифт». Не иллюзорные слова о том, что мальчика когда-то кто-то заметит, а реальная близость молодёжной команды и основного состава. Мы подписали молодых воронежцев Владислава Коробкина, Дениса Шепилова, Дмитрия Неплюева. За первых двух уже выплатили компенсации воспитавшим их школам. Кстати, большинство представителей местного футбольного сообщества утверждало, что у нас с Академией ничего не выйдет. Что детей мало, что квалифицированных тренеров почти нет, а те, кто есть, к нам не пойдут. А губернатор, между прочим, поддерживал. Потому что детско-юношеский футбол для него очень важен. И мы действительно увидели, что воронежскими тренерами никто не занимался годами. Они не повышали квалификацию, не учились. А мы при открытии Академии сказали местным специалистам, чтоб они приходили к нам на работу и шли повышать квалификацию. Да, они должны были сами находить деньги. Но в случае сдачи экзамена клуб компенсирует им затраты на обучение. Это правильный подход, потому что образование тренеров – это их ресурс, их рост. Чтобы что-то заработать, надо сначала в себя инвестировать. Если впоследствии наших специалистов позовут в клубы более высокого уровня, мы пожмём им руки и не будем искусственно сдерживать их рост. Но эти деньги, потраченные «Факелом» на их образование, они должны будут вернуть.
– Мы сейчас проговорили перспективы всего проекта, но хотелось бы знать, какие перспективы у первой команды. В Воронеже грезят возвращением «Факела» в элитный дивизион.
– Давайте не отделять основную команду от остального клуба. Мы – единое целое. И наше движение вперёд – плоды работы всех сотрудников клуба. Я не буду обещать выход в Премьер-лигу и даже какие-то конкретные места ФНЛ. Потому что развитие клуба важнее сиюминутных успехов. Но раз уж вы спросили про Премьер-лигу, я скажу, что глобально всё упирается в инфраструктурный вопрос. Условия для тренировочной работы всех наших команд уже есть. Но стадиона для проведения официальных матчей, который бы соответствовал современным требованиям, в регионе нет.
Восточная трибуна Центрального стадиона профсоюзов на играх «Факела»
– А играть в условном Саранске нет никакого смысла…
– Конечно! В ФНЛ сейчас некоторые клубы играют не для своих болельщиков. Да и пример «Тамбова» у всех перед глазами. Я с уважением отношусь к коллегам, но мне кажется, что смысл существования клуба теряется, когда ты два года играешь для чужих болельщиков. Для меня как руководителя в таких ситуациях теряется весь интерес. Воронеж – футбольный регион, где болельщики постоянно должны видеть свою команду. Конечно, если весной на Центральном стадионе профсоюзов будут проблемы с газоном – тогда мы будем вынуждены реагировать на форс-мажор, искать другие места для проведения игр. Потому что у футболистов должны быть нормальные условия для работы. А их нет, как нет комфортных условий и у привыкших располагаться на грязных сидениях болельщиков. Мы уже направили официальные письма на имя руководителя объединения профсоюзов Евгения Проняева с просьбой взять ситуацию под личный контроль. А пока мы прилагаем все усилия, чтобы инфраструктурный вопрос решился. Эти усилия должны вылиться в появление нового стадиона в Воронеже. Надеюсь, в ближайшем будущем проект по реконструкции арены «Факел» запустится. Знаю, что все соответствующие указания даны первым лицом региона. Надеюсь, задача будет выполнена, потому что многочисленные болельщики футбольного клуба «Факел» этого достойны.