«Факел» вернул большой футбол в Воронеж матчем против волгоградского «Ротора» в воскресенье, 10 марта. Клуб возобновил сезон с семью новичками в составе. Корреспондент РИА «Воронеж» поговорил с новобранцами и узнал, почему они решились на переход в «Факел» и как проходит их адаптация в команде.
Илья Лантратов, вратарь:
– В «Балтику» пришло новое руководство, сменился тренер. И агент стал узнавать, какие у них планы на меня. Ему ответили: «Слушай, а мы еще вообще не думали, не знаем, что с ним делать». Мол, если есть варианты продолжения карьеры – пусть уходит. Я подумал, что раз так, то лучше разорвать контракт по обоюдному согласию. Тут же позвонило руководство «Факела», предложило приехать на просмотр. Я из Белгорода, Воронеж всегда был для меня столицей Черноземья. В детстве часто приезжал сюда на турниры. В основном мы проигрывали, к сожалению. Слышал, что за последние годы в «Факеле» всегда складываются сильные вратарские бригады, в которых идет честная конкуренция, знаю, что тут никому заранее не дают роль «первого номера». У вас играл Александр Саутин – хороший голкипер, да и о Дмитрии Терновском слышал, это мой одногодка. Я всегда следил за городами-соседями – Воронежем, Курском. Теперь я в «Факеле», тут симпатичная команда, уверен, что мы решим задачу на сезон.
Вадим Черный, опорный полузащитник:
– Мой контракт с ульяновской «Волгой» действовал еще полтора года, но, когда поступило предложение «Факела», я не раздумывал. Пусть тут другой уровень, опытные конкуренты, все равно – всегда нужно пробовать, пробиваться. Я не сомневался, потому что хотел развиваться. Понимаю, что это новая для меня команда, что тут уже сложился состав – я должен буду доказывать, что я способен выходить в «основе». И я готов очень много работать, чтобы проявить себя. С адаптацией проблем нет, команда дружная, все нормально общаются, шутят. Со спортивным директором тоже всегда можно поговорить, он организовал мой переход, поддерживает меня. Я лучше всего действую на позиции «опорника», хотя на юношеском уровне играл под нападающим. В «Факеле» сыграю на любой позиции, выполню любое тренерское задание. Чувствую воодушевление – еще два года назад играл в любительском чемпионате Москвы, а теперь я в ФНЛ. Когда попал в ПФЛ, было непросто, старался адаптироваться. Теперь я уже понимаю, как привыкнуть к новому уровню, уже есть опыт. На Кипре после первой тренировки было тяжеловато физически, потом втянулся. Я надеюсь, что покажу себя в «Факеле», хочу выжать из себя максимум. Искренне верю, что пределов нет, что трудом можно достичь всего. А если начинаешь думать, что все, хватит и того, что имеешь, – тут и начинается регресс.
Магомед-Эми Джабраилов, крайний полузащитник:
– Я работал на сборе с «Тамбовом», но главный тренер этой команды сказал, что мест в заявке больше нет. И «Тамбов» помог найти вариант с «Факелом». Я понимал, что здесь опытные и сильные конкуренты. Видел уровень Афанасьева, Лебеденко. Но не боюсь конкуренции, потому что именно она в спорте делает тебя сильнее. Это новый вызов. Моя универсальность – мой плюс в борьбе за место в составе. Я могу сыграть на обоих флангах, могу исполнить роль оттянутого форварда. Где угодно сыграю, чтоб помочь команде. Но больше всего люблю играть слева, чтоб смещаться в центр под удар. Вообще ФНЛ – специфическая лига. Я уже увидел разницу между футболом во Франции, Испании и России. В Европе игра более техничная. А здесь силовой футбол, очень много единоборств. И хотя я «игровик», больше люблю держать мяч внизу, я должен адаптироваться, перестроиться. Буду бороться за каждый мяч. Хочется закрепиться, я немало команд сменил – где-то не было везения, где-то меня окружали нехорошие люди. Было бы здорово провести в «Факеле» больше половины сезона – набить статистику, приобрести репутацию. Но я уже привык, что в футболе все очень быстро меняется.
Давид Аршакян, нападающий:
– Дебютный матч против «Ротора» получился очень тяжелым. Рад сыграть за «Факел», но никакого футбола на таком поле не получилось. В МЛС (американская лига, ранее Аршакян играл за «Чикаго Файр». – Прим РИА «Воронеж») таких газонов не помню, может быть, зимой такие бывают где-то, но я подобного точно не видел. В Литве на таком играл. А вот в России, где прошло мое детство, – постоянно. В таких условиях исход матча может решить один случайный эпизод. Но качество газона улучшится, игра наладится, и я рад быть в Воронеже. В каждом из городов, в которых я играл, мне что-то нравилось, что-то цепляло. Так я полюбил Монреаль, Чикаго. Вообще футбольная жизнь такова, что никогда не знаешь, где окажешься. Я давно хотел попробовать свои силы в российском футболе, и вот получилось. Теперь для меня очень важно забить, я давно не делал этого в официальных матчах, это давит. Я имел мало игрового времени, поэтому не получалось. Но верю, что мне удастся отличиться в футболке «Факела», я много с кем поиграл и вижу, что в нашей команде хорошие игроки. Лебеденко или Швайнштайгер? Ха, а можно играть с обоими сразу?
Йосип Проич, левый защитник:
– Знаю чуть-чуть русский. Я играл в «Волге», там учил. Забыл, надо вспоминать. Каждый день учу новые слова, все нормально. Игроки говорят, я запоминаю. Что-то в интернете смотрю. Много слов как у сербов, звучат так же. Важно учить футбольные слова. Право, лево, вперед, назад, спина – это я помню. А надо знать больше, чтоб понимать тактику тренера. Я пришел, потому что ФНЛ большая лига, в России хорошо платят. В Сербии три-четыре команды имеют деньги, остальные нет. Там топ – «Партизан» и «Црвена Звезда». Остальные как ФНЛ – много бегать, много fight. Как правильно сказать? Да, бороться, спасибо. Поля в России такие же, как в Сербии. Но в вашей лиге есть стадионы от чемпионата мира. Уровень «Факела» хороший. На тренировках жестко, я так люблю. Я играл в Венгрии, Боснии, там так же.
Иван Олейников, крайний полузащитник:
– Тяжело сравнить ФНЛ и юношескую Лигу чемпионов, в которой я играл. Там команды мастеровитее в чем-то, но тут мужская борьба, это совсем другое. Там нет такого, чтобы защитник бил вперед в сторону форварда. Там все через контроль мяча. Но в ФНЛ такие поля, что так не поиграешь. Поэтому пока весенние газоны, длинные передачи – правильный путь. «Факел» для меня это трамплин во взрослый футбол, я давно думал о том, чтобы перейти из юношеского футбола на новый уровень. Чувствую, что мне нужно прибавлять. Я хочу показать себя здесь, хотя не знаю, как именно ЦСКА, который отдал меня в аренду, будет за мной следить – будут сотрудники московского клуба смотреть матчи или просто будут созваниваться с руководством «Факела». Поэтому в любом случае нужно проявить себя, чтоб меня полюбили болельщики из Воронежа. У меня еще полтора года контракта с ЦСКА, летом посмотрим, как все сложится. А до лета буду думать только о «Факеле», тем более что уровень воронежского клуба выше, чем уровень молодежки армейцев. Там многие еще дети, а здесь на тренировках никто не боится стыков, жесткой борьбы. Здесь быстрее футбол, тут на тренировках все очень интенсивно. Думаю, я прибавлю в Воронеже.
Сергей Русак, центральный полузащитник:
– Результаты немного давят. В первых матчах после зимней паузы всегда так, все боятся ошибиться и пропустить. Пока адаптируюсь к новым для себя требованиям, у нас 4-4-2 с оттянутым форвардом, а в Белоруссии почти все играют с тремя центральными полузащитниками. То есть у меня теперь немного другие функции. Приходится играть от штрафной до штрафной, в Белоруссии у меня в центре поля было меньше движения, нужно было двигать мяч. А в ФНЛ ты получил пас, сделал передачу – и делаешь рывок вперед. Это интересно, в детстве я фанател от Фрэнка Лэмпарда, который играл от штрафной до штрафной. Да, объем двигательный побольше выходит. Но я сам этого хотел, мне было интересно попробовать себя за пределами Белоруссии. Знал, что здесь Михаил Афанасьев, слышал, что в Воронеже раньше играл Дмитрий Рекиш. При этом не думал о том, что лишение белорусов легионерского статуса мне поможет. Думаю, это поможет футболистам из нашей страны приехать в Россию, но не более того. Выходить на поле все равно будет сильнейший, а не тот, у кого паспорт «правильный».
Текст - Павел Горячев, РИА "Воронеж".