«Факел» выполнил все задачи на зимний трансферный период, заявил спортивный директор клуба Сергей Егоров в четверг, 28 февраля. Глава селекционного отдела в интервью РИА «Воронеж» подвел итоги работы во время дозаявочного окна, оценил перспективы новичков и пообещал заняться проблемами молодежной команды.
«Не должен за селекцию отвечать кто-то один»
– Оцените селекционную работу, которую клуб провел зимой.
– То, что мы запланировали, мы сделали. Подписали футболистов на те позиции, которые тренерский штаб и руководство хотели усилить. Я считаю, мы взяли игроков хорошего уровня. Мы на каждого из них рассчитываем, я уверен, что все ребята нам помогут.
– Какие цели были в приоритете? Наверное, левый защитник?
– Да, это так. Работа велась так: тренерский штаб обозначил те позиции, которые нужно усиливать, затем селекционный отдел совместно с наставниками команды определил круг кандидатов. Потом уже начались звонки, переговоры. Кроме левого защитника хотели подписать двух хавбеков и двух нападающих. Так что все сложилось так, как мы и планировали. Джабраилов, к примеру, универсален. Может действовать на позиции оттянутого нападающего, может и на фланге сыграть.
– Есть две модели, по которым строится взаимодействие селекционного отдела и главного тренера. Первая – наставник команды является менеджером, который развивает наемную рабочую силу, то есть игроков, а клуб приобретает тех, кого считает нужным руководство. Вторая – тренер является главным во всех смыслах, без его одобрения футболист в команде не появится. Какая модель у «Факела»?
– У обеих моделей свои плюсы. Но я считаю, что между руководителем клуба, селекционерами и тренерами должна быть хорошая коммуникация. Ежедневное общение, обмен мнениями и аргументами. Не должен за селекцию отвечать кто-то один. Правильно работать так: тренер говорит, какие позиции усиливать, селекционеры предоставляют ему кандидатуры, и тренер решает, подходит ему футболист или нет. Именно за наставником команды должно быть решающее слово. Ты приглашаешь на просмотр, условно говоря, трех полузащитников, а тренер выбирает одного. Я подчеркну одну важную вещь. У всего «Факела» общая цель. Клуб должен быть единым механизмом. И у нас не будет разделения на тех игроков, которых я пригласил на просмотр, и тех, кого позвал Пывин. Не важно, кто порекомендовал ту или иную кандидатуру. Важно лишь то, подошел ли игрок нам и принес ли пользу.
– И конечно, клуб ищет только свободных агентов, верно?
– Да, это важный момент. Другой вариант – футболисты, которые доступны для аренды. К примеру, Олейникова мы подписали именно так. У него контракт с «Факелом» до конца сезона. У нас есть приоритетное право на его приобретение, есть принципиальная договоренность об этом с ЦСКА. Мы изначально выходили на рынок, желая найти флангового хавбека. Тем более что клуб расстался с Садовым, на которого тренерский штаб рассчитывал. Из-за разных обстоятельств у него не получилось раскрыть весь свой потенциал. Олейников работал на сборе с «Балтикой», мы получили от агентов или, как их еще называют, субъектов футбола, рекомендацию присмотреться к парню. Почему вообще важно иметь хороший диалог с агентами – они лучше знают своих клиентов. И предложение посмотреть парня – это по-честному, потому что это никаких обязательств не накладывает. Приезжает футболист, ты его оцениваешь. Не подойдет – вежливо попрощаетесь, если понравится тебе и подпишет с клубом контракт, так вообще прекрасно.
– Была ли просьба от тренерского штаба найти именно габаритного форварда? Осенью такого нападающего очень не хватало, приходилось выпускать Олега Бабенкова в случае навала на последних минутах.
– Да, такое пожелание было озвучено. В первой части сезона Миша Бирюков был, по сути, безальтернативной кандидатурой в нападении. И теперь у тренерского штаба есть еще одна опция. Наставник команды сможет выбрать форварда в зависимости от соперника, качества газона.
– Правильно ли я понимаю, что вариант с Аршакяном возник «на флажке» и выбор был прост – либо подписывать его, либо вообще остаться без нового форварда? На просмотре ведь Давида не было.
– Да, все так и было. Мы смотрели видео его игры. Мы даже на тех, кого приглашали на просмотр, собирали информацию. Опыт, статистика, что о парне говорят в плане общечеловеческих качеств. Мы со многими нападающими начинали конкретные переговоры, но по ряду причин до заключения контракта дело не доходило. Его статистика нас не смутила – у любого футболиста бывают спады. Но мы знаем, что Аршакян умеет забивать. И он хочет это доказать, а значит – мотивирован. Еще важнейший плюс в том, что он прошел предсезонку с украинским клубом «Десна». Одно дело, когда подписываешь растренированного игрока. И другое дело – когда человек полностью готов конкурировать за место на поле и играть. Я считаю, нам повезло, что возник вариант с Давидом.
– У любого селекционера есть приоритетные кандидаты на подписание, а есть – вторые и третьи номера в списке. Каких футболистов подписали этой зимой?
– Большинство из них были первыми номерами в моем блокноте. Но не все, конечно. К примеру, Русак, Лантратов и Проич были с нами еще на турецком сборе, уже тогда стало ясно, что с этими ребятами мы будем сотрудничать. Они быстро показали свой уровень. Олейникова и Черного мы тоже видели в деле, нам было очевидно то, что у них есть хороший уровень. А потом они приехали на сбор и подтвердили то, что мы не ошиблись. А вот Джабраилов появился уже в процессе работы. Мы увидели его на сборе у «Тамбова», начали наводить справки. И убедили игрока, что ему полезнее было бы провести весеннюю часть сезона в Воронеже. В «Тамбове» его позиция прилично укомплектована, конкуренция была бы жестче, в «Факеле» у парня больше возможностей получить игровую практику.
– Не смущало, что он нигде толком не задерживался в своей карьере?
– Нет, его потенциал был виден на просмотре. А приобрести человека, который несколько лет играет важную роль в одном из ведущих клубов ФНЛ, «Факелу» сейчас непросто, сами понимаете. Мы исходим из наших возможностей. И, несмотря на реалии, у нас крепкая команда.
– Русака приглашали, уже понимая, что белорусы перестанут считаться легионерами в российском футболе?
– Нет, тогда такой информации не было, ходили разговоры об этом, но не более того. Русак привлек внимание к себе игрой, а не паспортом. То, что он теперь не легионер, – дополнительный плюс. Еще подумаем над тем, чтобы сменить статус Джабраилова, пока он является для РФС французом.
– Еще насчет легионеров. Как появился вариант с сербом Проичем и неужели нельзя было найти аналогичного по классу игрока на российском рынке?
– Этот футболист тоже появился после рекомендации агентов. Он приехал на сбор в Турцию без каких-либо гарантий и быстро показал свой класс.
– У него были ошибки в матче со «Спартаком-2», а в игре с «Авангардом» Михаил Багаев сделал голевую передачу прямо из-под Проича.
– Эти пробелы – то, что можно убрать. Проич адаптируется, усвоит требования тренера, и все будет нормально. На российском рынке сейчас было бы очень тяжело найти такого игрока. Зимнее трансферное окно очень специфическое. Вот летом можно хоть все три месяца просматривать футболистов. А зимой времени меньше, к тому же почти все стоящие российские игроки на контрактах. Если кто-то лишился команды и попал на рынок, начинаешь разбираться – а почему так? Может, дисциплину нарушал, может, конфликт какой-то был или еще что-нибудь? А время-то идет, конкуренты тоже не спят.
– Зачем клуб подписал Илью Лантратова? Дмитрий Кортнев был хорош в первой части сезона, у Олега Суворова отменные данные, есть все для роста. Резервный вратарь есть – Александр Востриков из дубля. А летом кандидатур было бы больше.
– Вы правы, позиция голкипера была не «горящая». Поэтому на первый сбор поехали Кортнев и Суворов. На них мы и рассчитывали. Но так вышло, что во время работы Суворов проявил себя не лучшим образом. И мы решили, что если появится возможность подписать голкипера на тех условиях, которые мы сегодня можем предложить, то надо этот шанс использовать. Лантратов хорошо отыграл в Кубке ФНЛ, убедил всех в своем уровне. И сейчас даже непонятно, кто «первый номер».
– Контракты с новичками долгосрочные?
– Вадим Черный подписан на полтора года. Он перспективный парень, но без опыта игры на уровне ФНЛ. Соответственно, ему нужно будет больше времени на адаптацию. Но большинство новобранцев подписано до конца сезона. Но это не говорит о том, что мы до конца чемпионата не будем об этом думать. Сейчас сезон возобновится, и мы вступим в переговоры с нашими футболистами о продлении контрактов. Что касается новичков – весенний отрезок ФНЛ можно назвать длительным просмотром. У клуба и игроков есть три месяца. У «Факела» – на то, чтобы разобраться с потенциалом этих футболистов. У ребят – на то, чтобы показать себя.
– Но если кто-то из игроков «выстрелит», то летом он будет выбирать из предложений более богатых клубов. А «Факел» сейчас не в состоянии участвовать в аукционах под названием «предложил зарплату побольше».
– Да, такой минус есть. Но мы попытаемся сохранить тех, кто убедит тренерский штаб и руководство в своей состоятельности. Свои козыри у «Факела» тоже есть. Главный – отличный коллектив. Еще до вступления в должность слышал о всех игроках «Факела», видел ребят в деле. Но, только приехав в Воронеж, я познакомился с парнями и понял, какая хорошая команда здесь подобралась.
«Я всецело за то, чтобы доверять молодым»
– Вы проработали в «Балтике» пять сезонов.
– Да, очень разные сезоны были. Четыре сезона были в десятке лучших команд лиги, один раз боролись за выживание. Едва сохранили место в лиге – это по выплеску эмоций все равно что в Премьер-лигу выйти. Когда приходил работать в «Балтику», был едва-едва закончившим карьеру игрока специалистом. За пять лет приобрел опыт, оброс контактами. И понял некоторые тонкости работы рынка – лучше оцениваю целесообразность подписания того или иного футболиста.
– Российский футбол – соревнование бюджетов, в первую очередь?
– Не хотел бы к этому сводить все. Деньги на поле не выходят. Хотя, конечно, от бюджета многое зависит. Хочешь мастера, который будет стабильно обеспечивать результат, – плати. Но взять игрока, помочь ему раскрыться, да еще и со скромной командой «пошуметь» – и тяжелее, и интереснее.
– Я тут вспомнил, что при вас «Балтику» покинул Любомир Кантонистов, которого воронежские болельщики хорошо помнят. Почему он ушел?
– Все просто. Он ушел не как свободный агент – «Факел» его купил. Там не заоблачное предложение было, но довольно чувствительное. Еще, помню, мы продали Дмитрия Голубова в «Динамо» из Брянска, клуб выручил хорошие деньги за нападающего.
– У вас были интересные подписания. В «Балтику» привезли из Финляндии Максима Вотинова, заметного по меркам ФНЛ нападающего, тогда же начали карьеры Дмитрий Стоцкий, Виталий Каленкович.
– Ну это уже не мне оценивать. Но из бывших игроков «Балтики» действительно немало ребят сегодня выступают в Премьер-лиге. Григория Чиркина из Чехии привезли, сегодня он в «Оренбурге», подписали Гиорги Шелию. А Стоцкого помню еще совсем молодым. Его подтянули из молодежной команды. При не самых выдающихся габаритах он брал свое предельной самоотдачей, у него было столько энергии, что все поражались. Начинал как центральный хавбек, потом успешно стал играть на флангах. Отдали его в аренду в Литву, он там прибавил, оброс «мясом», что важно в российском футболе. А теперь он в «Краснодаре». Хочу, чтоб и в Воронеже такой парень вырос. Но парней из дубля всегда нужно аккуратно подводить к основному составу. Редко бывает, чтобы кто-то прямо выделялся и выглядел готовым мастером. Нужно очень бережно работать с дублерами. Я всецело за то, чтобы доверять молодым, – как узнать потенциал юного игрока, если не дать ему шанса?
– Почему Кирилла Колесникова и Ярослава Денисова не отдали в аренду? Вместо этого клуб расторг с ними контракты.
– Сложно ответить на этот вопрос, потому что я был загружен работой на трансферном рынке и в тему дубля еще не нырял с головой. Я обязательно погружусь в это, еще и работой спортшкол займусь, познакомлюсь со специалистами, пообщаюсь.
– У нас такие специфические отношения между составляющими этого паззла под названием «воронежский футбол», что вам еще предстоит поудивляться.
– Может, это и станет моей особой миссией – наладить между людьми коммуникацию? Надо не фыркать, не ругаться, а искать точки соприкосновения. Воронежские парни должны работать на тренировках и желать попасть именно в «Факел». Главное, чтоб они в это верили. В «Балтике» много лет в основе играет местный воспитанник Виталий Каленкович. Это и в Воронеже реально. Таланты есть в каждом городе, я это точно знаю.
– Я обратил внимание, что вы раньше ни в одном клубе не пересекались с теми футболистами, которых сейчас подписали. Обычно в России по-другому. Можно сравнить составы «Факела»-2015/2016, «Авангарда»-2017/2018, и многое станет ясно.
– Да, я с нашими новичками раньше не работал. Можно сказать, у меня другой почерк в работе. Хотя есть игроки, с которыми я очень плотно общаюсь. Но я всякий раз выхожу на рынок и осматриваюсь с нуля. Стараюсь выстраивать взаимоотношения с агентами правильно. Не будет такого, что мы работаем только с одной агентской компанией – это в корне неверный подход. Нам ведь футболист нужен, ему выходить на поле, а не агенту. Если кто-то будет ставить условием, что мы можем подписать игрока, только взяв кого-то в довесок, – до свидания, вопрос закрыт!
– Вы уже думаете о следующем сезоне?
– Надо сначала выполнить задачу на этот сезон. Поверьте, весной на полях первенства ФНЛ начнется настоящая война. Все усиливаются, все будут отчаянно биться за место в лиге. Но работа с прицелом на следующий сезон уже ведется. Постараемся сохранить лидеров – с Игорем Лебеденко уже начали общаться по поводу продления контракта. А пока самое важное – помочь новичкам адаптироваться и создать такую обстановку, чтоб игроки могли думать только о футболе. Когда в клубе хорошая обстановка, футболисты показывают это на поле.
Текст - Павел Горячев, РИА "Воронеж".